Известный правозащитник и педагог Ирина Канторович обратилась к Главе Счетной Палаты Алексею Кудрину с Открытым письмом, в котором объяснила, куда на самом деле идут огромные средства, предназначенные для развития бюджетной сферы.
Ирина Канторович, кандидат исторических наук, гражданский активист, автор петиции
Многоуважаемый Алексей Леонидович,
в Вашем выступлении на ноябрьском форуме «Россия зовёт!» Вы озвучили чудовищные цифры «экономии» (не использования по назначению) бюджетных денег: в 2017 году не потратили 250 млрд рублей, в 2018 порядка 770 млрд, а в 2019 году — уже 1 трлн рублей. Это только по федеральному бюджету такие цифры. Полагаю, если посмотреть региональные бюджеты, там «экономия» в сумме также составит если не триллионы, то миллиарды точно. Причину такой беспрецедентной «экономии» Вы видите в низком качестве госуправления, в сложных бюрократических процессах, которые, по сути, заблокировали расходование федеральных средств.
Алексей Леонидович, на самом деле «экономию» породил созданный в последние годы совершенно законный механизм перевода «сэкономленных» денег в премии отдельных сотрудников бюджетных учреждений, осуществивших эту «экономию». В 2010 году был изменен порядок того, как надо распоряжаться в конце года не потраченными по назначению бюджетными деньгами. Согласно п. 17 Ст. 30 82-ФЗ от 08.05.2010 госучреждение перестало возвращать не потраченные деньги («остаток») в бюджет, а стало оставлять их себе, переводя их на счета следующего финансового года. Тем самым исчезла мотивация руководителей госучреждений потратить бюджетные деньги по назначению (подробнее об этом смотри мою доступную в сети очень важную ноябрьскую статью «Ошибка целой эпохи: где Россия теряет бюджетные триллионы»).
Далее уже региональные власти приняли такие законы, которые разрешили руководителям все «остатки» выплачивать в виде стимулирующих выплат (премий). Например, таковой действующий закон для Москвы: «Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера». (П.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)
При этом «выплаты стимулирующего характера» сейчас совершенно законно могут отличаться у сотрудников одной должности и нагрузки в одном и том же госучреждении в разы, если не в десятки раз. Вот что ответила мне на Личном приеме начальник Отдела оплаты труда Минтруда Анжела Фролова (см. доступную в сети видеозапись «Чиновница Минтруда: «Вся страна получает нормальные зарплаты!» с 58 мин 51 сек) на следующую информацию об Уинской районной больнице Пермского края - «Одна педиатр со стажем получала по ведомости, при полной загрузке – 10 тысяч рублей, а другая – 80 тысяч рублей»: «Кто-то может иметь какие-то жалобы от граждан. А у кого-то, наоборот, благодарность. И кого-то могут поощрить».
Другие законы, породившие всю эту абсурдную, дикую практику распределения бюджетных денег, названы здесь. Представляется, что без их изменения страну ждет социальный взрыв.