Самый популярный политик Бразилии, экс-президент Луис Инасиу «Лула» да Силва, после 580 дней заключения вышел на свободу. Это стало возможным после решения бразильского Верховного Суда о том, что осуждённые, которые подали апелляцию на приговор, не должны до окончательного решения по их делам оставаться в заключении.
По обвинениям в коррупции Лула был приговорён к 25 годам лишения свободы. От одной компании он якобы получил квартиру, а другая якобы отремонтировала ему загородный дом. Представленные доказательства не слишком убеждают – из материалов суда видно, что за взятки, судя по всему, пытаются выдать вполне законные пожертвования в фонд возглавляемой Лулой партии. Собственно, если бы реальные доказательства коррумпированности Лулы действительно существовали, все его апелляции были бы давно уже отвергнуты. А уж масштабы приписываемой политику коррупции по российским меркам просто смехотворны – «взятки» составили в целом несколько сот тысяч долларов. Сразу вспоминается полковник (всего-навсего полковник) Захарченко с его неизвестно откуда взявшимися сотнями миллионов (не тысяч, а миллионов) долларов.
Не удивительно, что даже один из действующих членов Верховного Суда Бразилии недавно публично заявил, что обвинения против Лулы политизированы, и тот имеет право на пересмотр дела. Ну, а политологам с самого начала было ясно, что «дело» это явно заказное и ставило своей целью не допустить чрезвычайно популярного Лулу к президентским выборам, которые при его участии поклонник Трампа, крайне правый политик Жаир Болсонару с треском бы проиграл.
Политический подтекст имеет и нынешнее решение об освобождении Лулы. Можно, конечно, политкорректно подчёркивать, что, кроме него, освободили ещё пять тысяч человек, но ясно, что именно бывший президент является среди них узником номер один. В данном случае справедливость никогда бы не восторжествовала, если бы бразильские левые не продемонстрировали свою силу (например, во время выступлений против тамошней «пенсионной реформы», в которых участвовали миллионы и миллионы), а правые – свою слабость и некомпетентность.
Нынешний президент Бразилии, и без того избранный отнюдь не подавляющим большинством, за время своего правления благодаря антинародной политике и непродуманным решениям растерял значительную часть своих сторонников. Кроме того, самопровозглашённый «борец с коррупцией» оказался связан даже не с коррумпированными бизнесменами, а с самыми настоящими бандитами. Так что импичмент, который в последнее время угрожает «бразильскому Трампу», вполне может закончиться его отстранением от власти, и даже без участия Лулы новые выборы, скорее всего, выиграет кандидат левых сил. Уже в первые месяцы правления Болсонару поступали сигналы, что часть бразильских «элит» не верит в долговечность его администрации, и вот теперь эти деятели, вероятно, стали искать запасной вариант.
Освобождение Лулы серьёзно изменяет ситуацию на политической арене и значительно укрепляет позиции левых, чрезвычайно популярный и опытный лидер которых теперь может вести активную деятельность. А ведь Бразилия – крупнейшая страна Латинской Америки, значительно превосходящая нынешнюю Россию и по численности населения, и по объёму ВВП, и даже по уровню жизни. Если же говорить о Латинской Америке в целом, то, несмотря на правый переворот в Боливии, который мы безоговорочно осуждаем, позиции левых сил на южноамериканском континенте продолжают укрепляться, о чём свидетельствуют и победа левых на выборах в Аргентине, и мощные протесты в Чили, и освобождение Лулы.
И хотя его освобождение – это, в основном, результат борьбы самих бразильцев, свою роль здесь сыграла и кампания международной солидарности, прокатившаяся практически по всему миру. Мы также внесли в неё посильный вклад, организовывая акции солидарности в Москве, а автор этих строк участвовал в демонстрации и митинге в самой Бразилии, у стен тюрьмы, где находился Лула.
Перед началом демонстрации солидарности с Лулой в Куритибе (Бразилия) – Сергей Скворцов крайний справа в первом ряду