В центре Москвы, по адресу Никольская улица, 23, находится дом, в котором с 1935 по 1950 год размещалась Военная Коллегия Верховного суда СССР. Рассмотрение дел в Коллегии занимало пятнадцать минут и заканчивалось вынесением смертного приговора. Сразу после вынесения приговора председатель Коллегии В.Ульрих подписывал список с фамилиями осуждённых к расстрелу и отправлял его коменданту ГУГБ НКВД. Приговоры приводились в исполнение незамедлительно.
В этом здании были осуждены на смерть тысячи людей, среди них писатели Борис Пильняк и Исаак Бабель, режиссер Всеволод Мейерхольд, учёные Александр Чаянов и Николай Кондратьев, маршалы Михаил Тухачевский и Александр Егоров. Некоторые из них расстреляны в подвалах дома. Дом известен москвичам под именем Расстрельного.
Только в 1937-38 годах Военная коллегия присудила к расстрелу 31 456 человек, из них 7408 в Москве.
Бизнесмен В.Давиди, владелец компании Esterk Lux Parfum, купивший здание по адресу Никольская, 23, намерен превратить его в премиальный универмаг с парфюмерным бутиком, рестораном, книжным магазином и винным погребом.
На месте, где люди выслушивали свой смертный приговор, разместятся торговые прилавки. В подвалах, где расстреливали — кухня.
Мы расцениваем план превращения Расстрельного дома в торгово-развлекательный комплекс как кощунство и издевательство над памятью жертв террора.
На месте ужаса не может быть ресторана, и на месте казней не продают парфюм!
Мы требуем закрыть этот циничный и оскорбительный проект.
Мы требуем разместить в Расстрельном доме на Никольской улице Музей истории террора.
Ничего другого здесь быть не может!
Алексей Поликовский, обозреватель «Новой газеты»