29 октября, у Соловецкого камня прошла ежегодная акция «Возвращение имен».

Это акция, которую проводит правозащитный центр «Мемориал» накануне Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября. Ее цель – не дать именам расстрелянных во время сталинского террора быть забытыми – «возвратить» их.

Зачем же их возвращать? Возможно ли это?

Когда страдания множества людей не оставляют следа, как круги на воде, они повторяются снова и снова. И эти люди – не тени, не персонажи романа, они действительно жили, они любили и они погибли от руки других людей, потому что кто-то где-то поставил подпись. Почему так нелепо оборвались их жизни, полные неведомых нам планов и стремлений?  Напрасно ли страдали эти люди?  Это зависит и от нас. Если и ценой их крови мы ничего не поймем, какую еще платить цену?

kamen3

Среди жертв сталинского террора перечислены и имена бывших палачей, сотрудников НКВД. Каждый мог попасть в жернова репрессивной машины, неразборчивой, как сама смерть…  Не мешало бы помнить об этом и сегодняшним вершителей судеб.

Впрочем, разделение на палачей и жертв не всегда так очевидно. И мы тоже можем спросить себя, какова роль каждого в том, что происходит сегодня. Вправе ли мы быть лишь молчаливыми свидетелями, несущими свечи, по отношению к  тем, кого выбрасывают из жизни, мучают и пытают сейчас?

74232786_10215547144777013_7547533247438127104_n

Мы прикоснулись к жизням, погребенным под тяжестью страшной эпохи. На записке – имя, работа, год рождения и возраст, в котором человек был расстрелян. За этими сухими строчками – переплетение судеб, страх, бессонные ночи, боль близких, предательство и верность. Все это было так буднично, как могло бы случиться с любым из нас. И кто знает, что еще ждет нас всех!

Отстояв очередь, каждый , как всегда, читает вслух записку с судьбой человека, и ставит в его память свечу рядом с Соловецким камнем. Для кого-то это – просто память, знак, для кого-то – молитва. Записки с именами раздают волонтеры при входе.

Некоторые вместе с незнакомым именем вспоминают и своих репрессированных родных, многие требуют освобождения сегодняшних политзаключенных… Таким образом, связь времен становится ощутимой, наглядной.

kamen2

Проходя вдоль очереди, здесь можно встретить тех, с кем редко видишься, как бывает на похоронах, вместе вспомнить свою семейную историю… От холода защищают свечи, дружеское общение, и раздаваемый волонтерами чай.

Людей по-прежнему много, с утра до вечера очередь не иссякает. Что же снова собрало нас в этот пасмурный и ветренный день?

Говорящее прошлое, могилы, которые еще не остыли, общность страхов и надежд,  общность памяти, общность  судьбы.

Мария Рябикова

kamen