Согласно новым данным, опубликованным сегодня Статистическим институтом ЮНЕСКО (СИЮ), за последние десять лет показатель охвата школьным образованием детей в мире практически не изменился. В 2018 году примерно 258 миллионов детей, подростков и молодых людей не имели доступа к школьному образованию. Это составляет около одной шестой части всех детей школьного возраста (от 6 до 17 лет) в мире. Еще большее беспокойство вызывает тот факт, что, если не будут приняты срочные меры, 12 миллионов детей младшего школьного возраста никогда не смогут пойти в школу. С учетом таких показателей будет трудно обеспечить инклюзивное качественное образование для всех, что является одной из Целей в области устойчивого развития (ЦУР), установленных международным сообществом на 2030 год.
Новые данные о количестве детей, не посещающих школу во всем мире, подтверждают последние прогнозы ЮНЕСКО, свидетельствующие о том, что при нынешних тенденциях каждый шестой ребенок по-прежнему не будет посещать начальную и среднюю школу в 2030 году и что только шесть из десяти молодых людей получат среднее образование.
Данные также подчеркивают разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Согласно данным СИЮ, 19% детей младшего школьного возраста (примерно от 6 до 11 лет) не посещают школу в странах с низким уровнем дохода, тогда как в странах с высоким уровнем дохода этот показатель составляет всего 2%. Разрыв еще больше увеличивается в отношении детей старшего школьного возраста и молодежи. Около 61% всех молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет не посещают школу в странах с низким уровнем дохода, по сравнению с 8% в странах с высоким уровнем дохода.
По словам Генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле, «девочки продолжают сталкиваться с серьезными трудностями. Согласно нашим прогнозам, 9 миллионов девочек младшего школьного возраста никогда не пойдут в школу и не переступят порог школьного класса, по сравнению примерно с 3 миллионами мальчиков. Из этих 9 миллионов 4 миллиона девочек проживают в странах Африки к югу от Сахары, где ситуация вызывает еще большую обеспокоенность. Поэтому, в качестве первоочередной задачи, мы должны продолжать концентрировать наши усилия на обеспечении образования для девочек и женщин».
«У нас есть всего 11 лет, чтобы выполнить обязательство по достижению Целей в области устойчивого развития, заключающееся в том, чтобы каждый ребенок имел возможность посещать школу и получить образование. Тем не менее, новые данные показывают, что из года в год качество и доступ к образованию остаются ограниченными», - заявила директор СИЮ Сильвия Монтойя. «Этих проблем можно избежать путем комплексного принятия активных действий и увеличения финансирования. Для осуществления этих целей потребуется принятие подлинного и подкрепленного ресурсами обязательства со стороны правительства каждой страны».
Несмотря на то, что показатель числа детей, не посещающих школу в 2017 году, снизился с 262 миллионов, это сокращение в значительной степени связано с методологическими изменениями в расчете этих показателей. Как показано в новом документе, ранее дети младшего школьного возраста, зачисленные в дошкольные учреждения, были включены в общее число, тогда как сейчас они больше не считаются не посещающими школу*. Тем не менее, это не меняет общие показатели числа детей, не посещающих школу.
Новые данные СИЮ, поручительного агентства по данным ЦУР 4, были опубликованы за неделю до заседания Генеральной Ассамблеи ООН, посвященного изучению прогресса в достижении Целей в области устойчивого развития и обсуждению финансирования, необходимого для их осуществления. Данные демонстрируют настоятельную необходимость в дополнительных действиях для достижения качественного образования для всех. Эта цель все еще может быть достигнута, если мы возобновим наши усилия, имея более полные и достоверные данные для мониторинга прогресса в области доступного, полного и качественного образования.
*До недавнего времени все дети младшего возраста (примерно от 6 до 11 лет), не зачисленные в начальную или среднюю школу, считались не посещающими школу. В это число входили также дети младшего возраста, которые все еще были зачислены в дошкольные образовательные учреждения. Путем исключения этой относительно небольшой группы детей (большинство из них проживают в странах с высоким уровнем дохода) общее число детей младшего возраста, не посещающих школу, было сокращено примерно на 4,6 миллионов человек.