Alexander Recoubratsky
Moscow Oblast, Россия

15 сент. 2019 г. — 

11 сентября активисты, выступающие за освобождение Константина Котова, провели серию одиночных пикетов у офиса Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой. Во время пикетов собирали подписи граждан под обращением к Уполномоченному.
В пикетах поочередно приняли участие несколько десятков человек, собрано более ста подписей. 
Обращение, а также петиция, размещенная на сайте Change.org  были переданы Т.Н. Москальковой.
Текст обращения приводим ниже:

Уполномоченной по правам
человека в Российской Федерации
Т.Н. Москальковой

 

ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН

 

5 сентября 2019 года судьей С.Ю. Мининым Тверского районного суда Москвы был приговорен к четырем годам лишения свободы по статье 212.1 Уголовного кодекса Константин Александрович Котов.

Мы не можем согласиться с уголовным преследованием и осуждением человека и гражданина, не совершавшего ничего противоправного, чьими главными принципами в жизни были мир, законность и милосердие.
Мы уверены, что дело в отношении Котова сфабриковано.
Мы просим Вас присоединиться к нашему требованию: уважать Конституционный суд.

Так, согласно его правовой позиции, сформулированной в постановлении от 10 февраля 2017 года № 2-П: «лишение свободы по статье 212.1 УК РФ назначается лишь при условии, что деяние повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда...»: https://ur-l.ru/1FTBw

Ссылка на это обстоятельство, как в обвинительном заключении, так и в приговоре суда, является совершенно формальной. В деле нет ни одного доказательства, подтвердившего вину Константина: т. е. причинение им вреда или создание реальной угрозы. Обращаем внимание на то, что в деле нет ни одного потерпевшего.

Дело «соткано» исключительно из протоколов и решений по административным делам за последние полгода.
По каждому из эпизодов (в этом уголовном деле их пять) есть неопровержимые доказательства невиновности Котова, однако суд отказался их приобщать и даже обозревать.

Так, есть видеозаписи, сделанные разными операторами, в том числе с городских камер, фиксирующие степень и характер участия Котова в каждом из эпизодов. Благодаря им очевидно, что Котов не нарушал общественный порядок, не представлял реальной угрозы, не наносил вреда или ущерба, и даже не скандировал лозунгов, как утверждает обвинение, а теперь и приговор судьи Минина.

В первом случае (2 марта) он просто давал интервью, стоя на площадке у МГУ, никому не мешая.
- Видео с канала Рупор Москвы (https://ur-l.ru/VNYug Задержание с 2:31.
- Видео с канала Sotavision (https://ur-l.ru/amWdh Задержание с 57:00.

Во втором (13 мая) — делал видеозапись задержаний других граждан.
- Видео с канала Другое мнение (https://ur-l.ru/81VXe Задержание с 2:03:00.
- Видео с канала Жучок ТВ (https://ur-l.ru/GbxIp Задержание с 2.17.

В третьем (12 июня) — стоял в пешеходной зоне у памятника Высоцкому на Страстном бульваре, но был в числе 530 граждан, задержанных в тот день (на многочисленные нарушения этих задержаний обращал внимание Совет по правам человека).
- Видеозапись, сделанная за несколько минут до задержания: (https://ur-l.ru/m0dP6

Четвертый эпизод (19 июля) связан с обычным репостом в соцсети, в котором была процитирована часть 1 статьи 3 Конституции. В основу обвинения легла ссылка на мероприятие, инициированное, согласно его же описанию, «Штабом Навального в Москве». Однако почему-то именно Котов был признан организатором этой встречи, даже без рассмотрения вопроса о принадлежности ему этой электронной страницы. Но стоит заметить, что и в тот день (19 июля) никаких беспорядков, причинения вреда имуществу и здоровью граждан зафиксировано не было.
- Пост: https://ur-l.ru/bBU4A (обратите внимание на дату публикации и слова «вчера» и «сегодня»; напомним, речь в приговоре идет о мероприятии 19.07)
- Ивент: https://www.facebook.com/events/2297811453814319/

Наконец, в пятом эпизоде (10 августа) Котов был задержан и вовсе при выходе из подземного пешеходного перехода. Видеозаписью с городской камеры, полученной адвокатом М. Эйсмонт по официальному запросу, зафиксировано, что Котов всего лишь шел, прежде чем его задержали в очередной раз. Однако в обвинении опять было сказано, что Котов якобы скандировал лозунги, призывал, нарушал и т. д.
- Видеозапись с городской камеры: https://ur-l.ru/IG1Us

То есть даже его административное преследование вызывало много вопросов. Но тем более невозможно согласиться с приговором по уголовному делу. Поскольку нет ни объекта, ни объективной стороны состава преступления.

Фактически за одни и те же события Котов вначале был привлечен к административной ответственности, а затем и вовсе к уголовной — за совершенно мирные и обычные действия.

Обращаем внимание, что привлечение к уголовной ответственности предполагает совершение насилия или призыва к нему. В тоже время мирный характер обвиняемого и ныне осужденного Котова подтверждается заключением специалиста от 28.08.2019 года, проанализирововавшего представленные тексты — вещдоки уголовного дела: изъятые у Котова агитационные плакаты, информационные листки с биографиями и общим лозунгом Всех на всех!, листовки, проект выступления в Сахаровском центре, видеоматериалы с интервью Котова.

Однако суд отказал в приобщении заключения, как отказал и в заслушивании специалиста, явка которого в суд была обеспечена.
Возможно это произошло из-за вывода, опровергающего все домыслы обвинения: «В представленных материалах нет ничего, имеющего какое-либо отношение к оправданию насильственных или разрушительных действий, а равно каких-либо действий, способных причинить вред здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, окружающей среде или общественному порядку. Напротив, насилие, разрушения, война, пытки, нарушение прав осуждается, а милосердие, мир, демократические процедуры приветствуются. В представленных интервью Котов К.А. говорит о тех формах протеста против репрессий и пыток, против незаконных задержаний, которые считает для себя возможными: они сугубо мирные, причем он подчеркивает намерение действовать в рамках закона. Законные действия полиции он при этом приветствует, а осуждает только нарушения с ее стороны.
В материале есть высказывания, содержащие побуждения. Прежде всего это требование обмена узниками в формате всех на всех, адресованное властям России и Украины, а также призыв к гражданам России петициями и обращениями поддерживать такой обмен. Это также призывы к соблюдению законности и прекращению репрессий и пыток, это призыв довести до конца расследование убийства Анны Политковской. Таким образом, в представленном материале отсутствуют лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий, влекущих вред здоровью граждан, имуществу, окружающей среде и общественной безопасности.»

О фабрикации уголовного дела в отношении Котова говорят и неправдоподобные сроки создания и рассмотрения дела. Так, пять томов уголовного дела были спешно оформлены Следственным комитетом всего за два дня, а затем в эти же сроки вынесен приговор. Хотя после оспаривания Дадиным своего приговора, дело Котова стало прецедентом, когда суд проигнорировал, что «лишение свободы по ст. 212.1 УК РФ назначается лишь при условии, что деяние повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда». Как было постановлено Конституционным судом России.
В деле Котова нет ни одного прямого, конкретного, объективного доказательства хотя бы одного факта или жеста насилия, совершенного им. Из-за очевидной невиновности Котова, дело вызвало широкий общественный резонанс.

За Константина поручились около 50 человек, среди них писатели Людмила Улицкая и Виктор Шендерович, политик Григорий Явлинский, а также 7 муниципальных депутатов города Москвы, в том числе два главы муниципального округа.
30 свидетелей подали свои показания в Следственный комитет, фиксирующие полную невиновность Котова.
20 свидетелей явились в суд для дачи показаний, в чем большинству из них было отказано (суд допросил лишь четверть, не отказав при этом ни одному свидетелю обвинения).
Более того, возмутившись приговором, свыше ста человек самоназвались «сообщниками» Котова, поскольку совершенно очевидна его невиновность: https://ur-l.ru/5aXrj
На данный момент, спустя пять дней после приговора, уже 15 тысяч человек подписали петицию с требованием освобождения Константина Котова и отмены статьи 212.1, создающую столь опасные антиконституционные прецеденты: https://ur-l.ru/sGg2D
С момента ареста Котова в Москве и других городах ежедневно проходят одиночные пикеты в его поддержку.
20 августа правозащитный центр «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», признал Константина Котова политическим заключённым. А также потребовал немедленно освободить Котова и закрыть уголовное дело в отношении него и всех обвиняемых по «дадинской» статье — ст. 212.1 УК РФ: https://ur-l.ru/O6G3g

Просим Вас как уполномоченного защитника прав человека в России обратить внимание на дело Котова и сделать все, чтобы восстановить право и законность, а также уважение к Конституционному суду (и в частности, его постановлению о правоприменении статьи 212.1 УК).
Учитывая широкий общественный резонанс и изменение правоприменения ст.212.1 приговором Котову, просим о личной встрече с представителями инициативной группы поддержки Константина. В этом письме перечислены лишь некоторые доказательства, опровергающие виновность Котова, в то время как их гораздо больше.

Кроме этого, учитывая этот опаснейший прецедент для общества в целом и для каждого гражданина РФ в отдельности (если можно уже лишать свободы за простое стояние, или хождение вне дома, или даже попросту цитирование Конституции на электронной странице), просим вернуться к вашему предложению, озвученному в Российской газете от 27.02.2017 года об изменении и даже отмене статьи 212.1. В частности, Вы сказали: «Я считаю, что статья УК, связанная с нарушением правил проведения митингов, пикетирования, не может стоять в одном ряду с другими девятью статьями (административной преюдиции), ибо правовая природа проступка совершенно иная. Мне кажется, было бы логичным рассмотреть вопрос об исключении ее из административной преюдиции»: https://ur-l.ru/zhb73
Мы согласны с этим высказыванием.
Судья Минин, приговоривший Котова к четырем годам лишения свободы, не увидел разницы между основаниями для административной и уголовной ответственности. И фактически проигнорировал указания Верховного и Конституционного судов по делу Дадина. Значит статья 212.1 Уголовного кодекса, создающая столь опасные прецеденты для общества и конституционного строя, по-прежнему нуждается в пересмотре.

Мы настаиваем на этом и просим Вас оказать всяческое содействие в защите прав и свобод Константина Котова и других обвиняемых по статье 212 Уголовного кодекса.

 

11 сентября 2019 года

 

Ответ на обращение просим направить по адресу: 

 

 

"Уголовников на столько не сажают". В Москве требуют освободить активиста
В Москве гражданские активисты провели серию одиночных пикетов и сбор подписей в поддержку Константина Котова, осужденного…
https://belsat.eu