Каков главный профсоюзный посыл миру, что может заставить профобъединения встать из-за стола переговоров и перейти к активным действиям, почему глобальная экономическая модель мира должна измениться, - об этом рассказала Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Шаран Барроу. Она прибыла во Владивосток для участия в работе Восточного экономического форума.
- Шаран, на прошлой неделе вы участвовали в работе саммита "профсоюзной двадцатки" L20 в Токио. О чем говорилось на этой встрече, и каково главное послание профсоюзов миру?
- Мы говорили о том, что волнует профобъединения любой страны, не только "двадцатки" - о борьбе против всех форм неравенства, о том, как повысить уровень жизни работающего человека и не допустить того, чтобы тот, кто трудится, находился за чертой бедности, о реформировании системы многосторонних отношений через призму социальной справедливости.
Большую озабоченность вызывает кризис на мировом рынке труда. Вкратце ситуацию можно описать, как "3 раза по 60".
60% мировой рабочей силы сегодня трудится в неформальном секторе экономики, а значит, за мизерную зарплату и без каких бы то ни было социальных гарантий.
Еще 60% семей трудящихся, по нашим опросам, живут на грани нищеты. Что также говорит о наличии кризисов заработной платы и занятости.
И более 60% уверены в том, что их голос ничего не значит для правительств их стран.
Как результат - глобальная потеря доверия к властям всех уровней. И глубочайший кризис экономики, одна из причин которого в том, что работающее население не может обеспечить достаточный спрос на продукты и услуги бизнеса: мизерный заработок просто не позволяет это делать.
Могут ли правительства решить эти проблемы? Могут. Восстановить верховенство закона, чтобы гарантировать надежную занятость. Заставить предпринимателей вести бизнес честно и прозрачно. Определить минимальный размер оплаты труда, который будет гарантировать работающему человеку достойную зарплату. Помочь наладить процесс ведения коллективных переговоров между профсоюзами и работодателями по вопросам справедливого перераспределения доходов.
И мы обеспокоены тем, что министрам труда стран "двадцатки" до сих пор не удается это сделать. Накопившиеся проблемы рынка труда нужно решать немедленно, если мы не хотим глобального социального взрыва.
- Какой путь будет более эффективным - мирный социальный диалог или громкие коллективные действия?
- Изначально мы за диалог. Но система многосторонних отношений сегодня в глубоком кризисе. И важно, чтобы у любого государства были надежные социальные партнеры в лице работодателей и профсоюзов для выработки совместных эффективных решений для людей труда, бизнеса и экономики.
Необходимо реструктурировать Всемирную торговую организацию. Потому что если не будет минимального гарантированного уровня здоровой конкуренции, соблюдения прав трудящихся и стандартов защиты окружающей среды, это приведет к росту национализма, и те торговые войны, свидетелями которых мы уже являемся, будут только нарастать. За стол переговоров должны сесть все три стороны социального партнерства и не формально, а по существу решать накопившиеся проблемы.
- Чем вам интересен Восточный экономический форум?
- Хочется понять, чем живет и дышит бизнес России и стран АТР, какой видит свою социальную миссию.
Мы активно работаем с крупными транснациональными корпорациями, и многие представители крупного бизнеса отдают себе отчет в том, что ситуация в мире должна меняться, прекрасно понимают, что именно концентрация богатства в руках 1-2-х процентов населения привела к глобальному падению мирового уровня потребления и не дает экономикам расти.
Мы стоим на пороге нового глобального мирового кризиса, который будет еще более многогранным и серьезным, чем в 2008-2009 годах. И пока совершенно непонятно, есть ли у правительств возможность и желание как-то на это реагировать. Ведь предыдущий кризис был отчасти сглажен и погашен правительствами стран двадцатки за счет договоренностей и обязательств вложить 2% глобального ВВП в стимулирование экономики. Сегодня же ничто не указывает на то, что у этих государств есть какая-то согласованная политика на этот счет.
В этом смысле, думаю, требование профсоюзов и работодателей совпадает - глобальная экономическая модель должна измениться.
- Но вряд ли кто-то захочет менять ее добровольно?
- Время для философствования и добровольных действий уже прошло. В мире порядка пятидесяти крупнейших транснациональных компаний уже работают с нами и пытаются всячески содействовать этим переменам.
И если правительства не будут работать вместе со своими социальными партнерами над тем, чтобы положить конец нынешней корпоративной алчности - это неизбежно приведет к критической массе социального отчаяния и недовольства. Во что выльется эта мировая злость, можно только предполагать.
- Шмаков на встрече с профактивом Приморья призвал профсоюзы чаще показывать зубы...
- И это правильно. У нас с вами есть обязательства защищать права трудящихся, и если мы не будем широко и громко озвучивать те проблемы, что волнуют наших людей, то кто это сделает за нас?
Повторюсь, мы за язык переговоров. Но если наши социальные партнеры не слышат нас, мы можем встать из-за стола переговоров и перейти к коллективным действиям.
- Профсоюзы каких стран сегодня самые сильные?
- Тех, где давно сложилось профсоюзное движение. И Россия, безусловно, относится к их числу. А Михаил Шмаков - не только профлидер вашей страны, это фигура международного масштаба. Кстати, когда в 2013 году мероприятия "стран двадцатки" проходили в России, это были самые удачные и эффективные трехсторонние переговоры в истории группы с участием бизнеса, власти и профсоюзов.
Вообще, во всех странах с развитой экономикой существует сильная профсоюзная база - в скандинавских государствах, Германии, странах Бенилюкс.
В Индии, Индонезии, на Филиппинах очень сильные движения за права трудящихся, которые основываются на профсоюзной идеологии. В Бразилии борьба за политические права и интересы трудящихся также ведется на основе профдвижения. В Африке многие профорганизации на передовой борьбы за мир и демократию на континенте. Я вообще считаю, что большая часть мира может считать себя обязанной именно профсоюзам за улучшение ситуации с правами человека как таковыми. Потому что для нас главный вызов состоит в том, чтобы во всем мировом сообществе повышать уровень жизни, благосостояние среднего класса, и вместе с тем существенно улучшать положение тех людей, которые имеют работу, но живут за чертой бедности.
- Легко ли МКП продвигать профсоюзную повестку во внешней среде, в СМИ? Мы в России сталкиваемся с тем, что наши темы большей части средств массовой информации неинтересны, хотя, по сути, мы бьемся за улучшение уровня жизни всего работающего населения, и журналистов в том числе.
- С теми СМИ, что контролируются глобальным капиталом, нам тоже взаимодействовать непросто. Другое дело, социальные медиа, с которыми мы и выстраиваем свою работу. И нас, к слову, очень беспокоит сегодня свобода печати, потому что все больше прогрессивных журналистов, которые пишут материалы о реальной ситуации на рынках труда, подвергаются жестким преследованиям, прессингу и арестам. Конечно, мы берем их под свою защиту.
МКП, напомню, объединяет более 200 млн человек, мы присутствуем почти в каждой стране, и мы - глобальная и реальная сила. При этом мы, несмотря на все атаки на профсоюзы, продолжаем расти. К 2022 году, по прогнозам, нас будет уже 250 млн человек.
- Часто ли вам удается встречаться с рядовыми членами профсоюзов?
- Для меня это абсолютный приоритет. Я в прошлом была школьным учителем, профоргом, занималась вовлечением в профсоюзные ряды новых членов. И с тех пор ничего не изменилось, в том смысле, что я не оторвана от жизни. Я очень много езжу по миру, и знаю, чем живут педагоги, врачи, энергетики или связисты разных стран. Ежемесячно я встречаюсь с трудовыми коллективами различных отраслей. МКП, к слову, ведет большую исследовательскую работу. И если мы говорим, например, что 84% трудящихся мира недовольны сегодня размерами минимальной заработной платы в своих странах, потому что ее не хватает для достойной жизни, то за этой цифрой - сотни, а то и тысячи реальных историй конкретных людей, полноценное исследование, проведенное специалистами организации.
- И напоследок, если позволите, личный вопрос. Как становятся профсоюзными лидерами мирового масштаба? Когда к вам пришло понимание, что профсоюзная работа - это ваше призвание?
- Я всегда в шутку говорю, что оказалась в нужное время в ненужном месте. А если серьезно, то мной всегда двигало чувство социальной справедливости, чем бы я ни занималась - работала в школе или поднималась по профсоюзной лестнице. Просто, условно, вчера это был небольшой школьный коллектив, а сегодня - мировое профобъединение трудящихся. И для меня большая честь, благословение свыше работать в этой сфере и с этими людьми.