ЧП на полигоне Минобороны 8 августа, в результате которого пять человек погибли и пятеро пострадали, сопровождалось двумя последовательными взрывами, сообщил в пятницу Норвежский сейсмологический центр (НОРСАР).
Второй взрыв в ходе испытаний ракетного двигателя произошел спустя два часа после первого - и именно он и стал вероятным источником радиоактивного облака, которое повысило фон в Северодвинске в 16 раз, а спустя некоторое время достигло территории Скандинавии, приводит Reuters выводы норвежских ученых.
Второй взрыв, зафиксированный только инфразвуковыми датчиками давления воздуха, а не сейсмическими мониторами, которые фиксируют движения земли, произошел, скорее всего, на крылатой ракете, работающей на радиоактивном топливе, сообщили в центре НОРСАР.
По версии Росатома, в аварии участвовал изотопный источник питания. Минобороны изначально отрицало выброс вредных веществ, спустя два дня объявило эвакуацию поселка Ненокса на Белом море, а затем отменило ее без объяснения причин.
«Мы зарегистрировали два взрыва, последний из которых совпал по времени с сообщениями об увеличении радиации», - рассказал глава центра НОРСАР Анне Стрёммен Люкке.
«Оба взрыва были зарегистрированы в нашей инфразвуковой системе. Первый также был зафиксирован сейсмологами», - добавила она.
Об обнаружении радиоактивного йода в пробах воздуха, взятых 9-12 августа, сообщило на прошлой неделе Агентство по радиации и ядерной безопасности Норвегии (DSA). Количество радиоактивных изотопов, выбросом которых, как правило, сопровождаются аварии на промышленных ядерных реакторах, было, по норвежским данным, «очень низким» и не представляющим угрозы для здоровья.
Спустя четыре дня, 19 августа, стало известно, что две станции мониторинга радиации станции - в Дубне и Кирове - перестали передавать сведения в международную сеть радиационного и сейсмического мониторинга. На следующий день отключились еще две станции - в чукотском Билибине и алтайском Залесове.
Передача этих данных является добровольной, заявил, комментируя ситуацию, замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Он подчеркнул, что инцидент в Архангельской области «не должен иметь никакого отношения к деятельности» временного технического секретариата Организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ), которая и начала бить тревогу из-за отсутствия российских данных.
«Вместо того, чтобы фокусироваться на эпизоде, который не несет никаких экологических рисков, либо каких-то иных рисков для окружающей среды, населения, персонала, СМИ, которые раскручивают эту тему, могли бы озаботиться тем, по какой причине ДВЗЯИ до сих пор не вступил в силу», - заявил Рябков.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/