Предварительная оценка ущерба от потери стоимости недвижимости, водных ресурсов, сельскохозяйственных земель и лесных угодий в результате деятельности АО «Томинский ГОК» за 25 лет.

Материал подготовлен неравнодушным читателем U24.Ru, нашим земляком, имеющим экономическое образование.

Цель анализа — предварительная оценка вреда, который будет нанесен различным объектам, находящимся на территории Челябинской агломерации в случае начала строительства и при последующей эксплуатации Томинского ГОКа в течение 25 лет. Анализ этот — предварительный, поскольку для получения полной картины необходимы экспертные заключения научных центров по ряду объектов (Шершневское водохранилище, подземные водные источники, земли государственного лесного фонда, особо охраняемые природные территории).

Сначала немного цифр о самом Томинском месторождении, которое предполагается разрабатывать. Запасы руды в нем составляют 576 млн тонн. Базовое содержание меди в томинской руде — 0,3%. Это в 3,7 раза ниже среднероссийского показателя (1,1%) — пожалуй, самый низкий показатель в стране. Соответственно, чтобы добыть одну тонну меди, надо переработать (и сложить в отвалы) более 300 тонн породы. При работе ГОКа за год будет образовываться 22,9 млн тонн ядовитых отвалов. Их необходимо будет хранить.

Кроме того, для работы ГОКа потребуется много чистой воды (такова технология обогащения руды) — примерно 16 млн кубометров в год. А за весь «срок жизни проекта» (25 лет) комбинат «выпьет» 403,5 млн кубометров. Для понимания масштаба: объем озера Синеглазово — «всего» 33 млн кубометров.

Сразу возникает вопрос: откуда возьмется столько воды? Оказывается, для решения этой технологической проблемы руководство АО «Томинский ГОК» получило лицензию на геологическое изучение на Северошеинском участке недр с целью поиска «пресных вод для технологического водоснабжения промышленных объектов». Из этого специалисты по гидрогеологии делают однозначный вывод: в случае начала добычи ГОКом пресной воды на этом участке, через несколько лет будут обезвожены все скважины с питьевой водой на многие километры в округе, включая скважины многих населенных пунктов и садоводческих товариществ.

Мало того, вода из слишком близко расположенных Шершней будет постепенно перетекать (просачиваться) в котлованы комбинатовских карьеров, самый глубокий из которых (по проекту — 540 метров) будет сравним с алмазным карьером кимберлитовой трубки «Мир» в Якутии.

По данным доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Водоснабжение и водоотведение» ЮУрГУ С. Денисова, распространение пыли от работы карьеров и испарений от токсичных отходов хвостохранилища ГОКа будет очень сильно воздействовать на все объекты, находящиеся в радиусе 20 км от карьеров. Это значит, общая площадь «зоны воздействия» комбината составит около 1300 кв. км. Вычитаем из нее площадь городов и поселков, автомобильных и железных дорог, электрических и газовых коммуникаций. Остается 1014 кв. км. — это площадь садовых участков, земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Из этого:

садовые участки и участки, отданные под ИЖС — 203 кв.км.;
лесной фонд — 304 кв.км.;
земли сельскохозяйственного назначения — 507 кв.км.
Посчитаем ущерб для каждой из этих категорий. 203 кв. км. садовых участков — это 2 030 000 соток земли. Цена 1 сотки на рынке колеблется от 25 тыс. (в самых «дешевых» садах) до 350 тыс. рублей (в таких садах как «Заречный» и «Вишневый»). Возьмем среднюю цену по методологии ВЦИОМа. Таким образом, общая стоимость садовых участков и участков, отданных под ИЖС, — 380,63 млрд рублей). Обратите внимание, это — оценка «голой» земли, без учета строений и скважин. Предположим, что ГОКовская токсичная пыль приведет к падению стоимости садовой земли в два раза (на самом деле — сильнее). Значит, общий ущерб для владельцев садов составит 190,3 млрд рублей.

По отдельным направлениям продажи загородных земельных участков как в СНТ, так и за их пределами полностью прекратились с сентября 2015 года (подтверждено данными агентств недвижимости и отдельных девелоперов). Иными словами, покупатели сейчас вообще не готовы платить никакие деньги за эти земли, что фактически означает состояние «клинической смерти» по целому ряду девелоперских проектов, которые в основном проводились за счет банковских кредитов. И это произошло уже сейчас, а не через 3 или 25 лет.

Однако, это еще не весь ущерб. Посчитаем потери валового регионального продукта, который вносят садоводы Челябинской агломерации в общий ВРП Челябинской области. Для объективного анализа возьмем данные, приведенные председателем ЧРО Союза садоводов России, депутата Законодательного собрания Челябинской области К. Н. Толкачевым. В Челябинской области около 1 млн садовых участков. Если умножить эту цифру на 20 тысяч рублей (таково среднее потребление электроэнергии, стройматериалов, семян, саженцев и прочих товаров и услуг на садовом участке), получается, что садоводы вкладывают ежегодно в экономику Южного Урала 20 млрд рублей.

К этой цифре добавляем стоимость продукции, произведенной на садовых участках (она идет как на личное потребление, так и на продажу). По самой минимальной оценке, с каждого участка садовод получает продукции не менее чем на 3 тысячи рублей за сезон. С миллиона участков это будет уже 3 млрд рублей.

Итого: «вклад» любителей покопаться в земле на личном участке со всей области в ВРП составляет не менее 23 млрд рублей в год.

Конечно, в Челябинске и пригородах живут не все садоводы Южного Урала. В Челябинской агломерации проживают 46% жителей области. Значит, «вклад» челябинских садоводов в ВРП составляет 46% от 23 млрд — 10,6 млрд рублей в год. Предположим, что с запуском ГОКа производство продуктов садоводами уменьшится вдвое. Таким образом, ущерб составит 5,3 млрд рублей.

Если принять аналогичный уровень ущерба (50%) для лесного фонда, то количество лесов уменьшится на 152 кв. км. Это соответствует общей площади Советского и Ленинского районов Челябинска! Оценить в рублях ущерб по этой категории недвижимости очень сложно, поскольку уничтожению подвергнется не только древесина, но и биологическая природная среда обитания, где проживает много животных и птиц.

На территории Сосновского муниципального района находятся два памятника природы: Ужовский бор и Каштакский бор; а также два государственных природных заказника: Харлушевский и Шершневский. Кроме того, на территории Челябинского городского округа определены три памятника природы: Челябинский городской бор, Каштакский бор и озеро Смолино. Таким образом, имеется реальная угроза утраты 5 памятников природы и 2 государственных природных заказников.

Теперь посчитаем ущерб землям сельскохозяйственного назначения. Общая площадь таких земель (попадающих в 20-километровую зону вокруг ГОКа) — 507 кв. км. Кадастровая стоимость 1 га земли сельхозназначения — 100 тысяч рублей. Значит общая стоимость пострадавших земель составит 5,1 млрд. К сожалению, потери земель сельхозназначения в отдельных случаях будут составлять 100% (как показывает опыт загрязнения отдельных участков вокруг Карабаша, вызванного как токсичной пылью, так и токсичными водами). Но мы для нашей оценки примем средний показатель в 70%. Значит, сумма ущерба составит 3,6 млрд рублей.

Конечно, сельскохозяйственный ущерб не сводится лишь к потере земель. Сюда следует включить еще и недополученный объем товарной продукции животноводства и растениеводства, который будет утрачен для нашей области навсегда (а не на 25 лет). Однако, оценить этот ущерб объективно просто невозможно.

Для оценки ущерба в результате потери стоимости жилой недвижимости только в Челябинске (без учета жилья в других городах и селах) примем за основу данные Генерального плана Челябинска от 2002 года о величине жилого фонда в городе: 20,7 млн кв.м (сейчас жилья в городе значительно больше, но более свежих цифр просто нет в открытом доступе). Согласно данным rosrealt.ru, по состоянию на 01.03.2016 средние цены за 1 кв.м жилой недвижимости составляли: 41 тыс.руб. – в новостройках, и 43,3 тыс.руб. – на «вторичном» рынке. Таким образом, общая стоимость жилого фонда в Челябинске «в среднем» составляет 873,54 млрд рублей.

Потеря стоимости по этому сегменту недвижимости может достигать от 30 до 70% (по отдельным, наиболее близким к ГОКу направлениям). Примем за основу «консервативный» прогноз, по которому жилая недвижимость потеряет в стоимости 40%. Получим 349,4 млрд рублей. Важно понимать, что потеря стоимости по этой категории недвижимости произойдет уже в течение ближайших трех лет, в случае начала строительства «ТоГОКа» (а не через 25 лет или после окончания его работы).

Оценить ущерб в результате потери стоимости производственной и коммерческой недвижимости в рублях не представляется возможным, поскольку объективные данные для оценки этих видов недвижимости отсутствуют в открытом доступе. Ясно только одно: цифры эти будут составлять многие десятки миллиардов рублей.

Оценить потерю стоимости водных надземных и подземных источников также не представляется возможным, поскольку в случае токсического загрязнения кислотами и тяжелыми металлами (а это случится неизбежно — либо в случае прорыва дамбы хвостохранилища с высотой насыпной стены в 96,5 метров, либо при постоянной фильтрации токсичных отходов через землю в водные источники) эти источники будут утрачены навсегда. Специалисты по гидротехническим сооружениям в один голос говорят, что человечество еще не создало такого хвостохранилища, которое бы не прорвалось. А резервных источников водоснабжения у Челябинской агломерации с населением 1,6 млн человек просто нет!

Выводы
Итак, давайте сравним выгоды от строительства ГОКа и понесенный ущерб.

По данным самой кипро-британской компании RCC (BVI), которая здесь, в России, предпочитает именовать себя «Русской медной компанией», общее количевство налогов, которое предприятие заплатит в бюджеты всех уровней за 25 лет своего существования, составит 45,4 млрд рублей. Кстати, эта оценка учитывает цену меди 4780 долларов за тонну, хотя уже сейчас цены на медь на мировом рынке несколько ниже.

Количество рабочих мест на ГОКе — 1200. Из них жителям нашей области достанется около 450 (по аналогии с Михеевским ГОКом). Количество дополнительных рабочих мест в сфере общественного питания и пассажирских перевозок, обеспечивающих работников ГОКа — 1,5-2 тысячи.

Что же Челябинская область получит в обмен на этом. Кратко перечислим еще раз:

В отвалы уйдет 573,5 млн тонн «пустой породы», где будут содержаться в запредельных концентрациях многие тяжелые металлы и пириты, из которых, кстати, образуется серная кислота.
ГОК «выпьет» (со временем) и озеро Синеглазово, и пресную воду из подземных источников на многие километры в округе, что приведет к обезвоживанию скважин с питьевой водой, снабжающих населенные пункты и садовые товарищества, расположенные вокруг ГОКа.
Вода из Шершней будет постепенно перетекать в котлованы карьеров ТоГОКа. Напомню, что Челябинску уже сейчас не хватает этого водохранилища. Откуда мы тогда будем брать питьевую воду?
Ущерб по стоимости садовых участков и участков, отданных под ИЖС, составит 190,3 млрд рублей
Потери по валовому региональному продукту, который вносят садоводы Челябинской агломерации в общий ВРП Челябинской области (за 25 лет) — 132,5 млрд рублей.
Ущерб по лесному фонду: 152 кв. км — стоимостной оценке не поддается.
Реальная угроза утраты 5 памятников природы и 2 государственных природных заказников — стоимостной оценке не поддается.
Ущерб по стоимости земель сельскохозяйственного назначения — 3,6 млрд рублей.
Ущерб от недополученного объема товарной продукции животноводства и растениеводства, который будет утрачен навсегда, — стоимостной оценке не поддается.
Ущерб в результате потери стоимости жилой недвижимости только в Челябинске (без учета жилья в других городах и поселках) — 349,4 млрд рублей.
Ущерб в результате потери стоимости производственной и коммерческой недвижимости — оценить очень сложно из-за отсутствия объективных данных в открытом доступе.
Ущерб от потери стоимости водных надземных и подземных источников — стоимостной оценке не поддается.
ИТОГО: ущерб, который можно сейчас посчитать в рублях: 675,8 млрд рублей. Остальной ущерб, который сейчас оценить невозможно, будет многократно превосходить эту сумму. Бюджетные же «выгоды» (45,4 млрд, или 6,7% от суммы ущерба) на этом фоне просто теряются.