Экологи и общественники бьют тревогу, одна из крупнейших судоходных рек России заражена ртутью, а региональные власти десятилетиями игнорируют проблему, ставя под угрозу жизнь и здоровье Россиян.
В Хабаровском крае разгорается скандал вокруг закрытого еще в 90-х годах 20 века целлюлозно-картонного комбината, расположенного в городе Амурск. Устаревшая технология создания бумаги подразумевала использование больших объемов ртути. Ядовитый металл хранился в огромных резервуарах объёмом в несколько тонн. Емкости нагревались, ртуть испарялась, бумага становилась белой. После закрытия предприятия никаких работ по демеркуризации цеха¸ где проводились работы, разумеется, предпринято не было. Местные жители уверяют, что в подвале предприятия долгое время сохранялось целое озеро из ртути, а аборигены ведрами выносили ее на хранение в свои гаражи, в хозяйстве сгодится, наверное. До сих пор превышение ПДК этого металла на территории завода местами достигает 1000-кратного превышения.
«Мы уже не первое десятилетие бьемся над тем, чтобы власти обратили внимание на проблему. Амурск - небольшой город, однако здесь живут люди, и они имеют право на безопасные условия жизни», - рассказывает местный эколог Ольга Раздобреева. «Проблема существует десятилетиями, а ртуть очень коварный металл. Если подходить к решению со всей мерой ответственности, то, наверное, стоит просто эвакуировать весь город, как это было сделано в Припяти, но я реалист и понимаю, что такое развитие событий невозможно. Ртуть в атмосфере, в земле, она постоянно попадает в Амур, а ниже по течению ведь находится Комсомольск, Николаевск, множество других населённых пунктов. Под постоянным заражением порядка 400 000 человек. Заражена вода, рыба, через очаг заражения поднимается и наш знаменитый лосось. Фактически, вся добытая в Амуре икра, рыба в той или иной степени поражена ртутью. Это надо знать и понимать».
К работам по демеркуризации завода региональные власти пытались приступить несколько раз. В 2013 году на эти цели было выделено порядка 120 миллионов рублей. Губернатор края Вячеслав Шпорт привлек средства даже из федерального бюджета. Деньги быстро потратили, региональный бюджет от обязательств дистанцировался, проблема осталась. Возмещать затраты подрядчику пришлось через суд. В 2017 году все те-же чиновники вновь получили федеральное финансирование. На этот раз в объеме 42 миллиона рублей. Сегодня начался очередной виток монетизации экологических проблем Хабаровского края. Тихоокеанский государственный университет, получивший подряд стоимостью более 8 млн. рублей, должен выполнить ряд инженерных изысканий, необходимых для доработки проектно-сметной документации "Демонтаж здания хлорного цеха бывшего предприятия ОАО "Амурскбумпром" и рекультивации территории в промышленной зоне г. Амурска", а также предложить проектные решения. Вот в этих проектных решениях и заключается основной камень преткновения между чиновниками и местными жителями. В настоящее время власти собираются просто закрыть проблемный объект бетонным саркофагом, однако экологи решительно против таких мер и считают их неэффективными.
«В нашей стране есть технологии, которые позволяют полностью утилизировать ртуть. История Хлорного цеха не закончится никогда, если проектным решением станет саркофаг. Я понимаю, что в условиях капитализма главным является получение прибыли и если бесконечный возврат к экологическим бедам кому-то ее принесет, то идея обязательно реализуется. Я не откажусь от своего мнения, что такая защита от паров ртути заставит о себе вспомнить и даже не через 50 лет, а уже через 5-10. Бетонный саркофаг – пыль в глаза налогоплательщикам, потому что это временное, несовершенное сооружение, которое если и появится, то в нарушение требований закона о размещении отходов. Достаточно вспомнить историю Павлодарского химического завода, где в 2004 году был реализован проект один в один к ликвидации последствий Амурского комбината. Прошло 15 лет и сейчас власти Казахстана находятся в поисках того исполнителя, который полностью избавит их от бетонного могильника и захороненных под ним ртутных отходов. Приглашают специалистов международного класса, ведь из-за талых вод весной и постоянных дождей глиняная завеса вместе с асфальтом пошла трещинами, а бетон для паров ртути препятствием не является. Добавим к этому дальневосточные климатические условия, непредсказуемость поведения грунтовых вод и тот факт, что такой объект, как саркофаг, нужно будет годами охранять и мониторить его состояние. Край настолько богат? Тогда на дорогах не экономьте!», - уверена Раздобреева.
В конце июля 2019 года в Амурске вернулись к вопросу спасения города от ртути. Новый глава муниципалитета, по партийной линии близкий к действующему губернатору, принял волевое решение снести оставшиеся на территории цеха. В реализацию замысла включился МЧС. Первые конструкции уже уничтожили. Просто взорвали. На очереди еще несколько цехов, однако общественники шокированы таким решением. По мнению экологов, этот варварский способ только усугубил проблему.
«Десятилетиями вся территория находилась в эпицентре ртутного заражения. Нужно быть совсем глупым человеком, чтобы не понимать, очистки требуют все здания. А что сделали власти? Просто взорвали конструкцию. Сколько еще ртути было выброшено в этот момент в атмосферу? Сколько ее остается в земле? Объемы строительного мусора, оставшегося после взрыва, только увеличились. Все эти обломки теперь тоже нужно утилизировать. Вновь выросли затраты на демеркуризацию. Кому это выгодно? Особенно странно видеть такие решения на фоне заявлений нового главы региона, о необходимости экономии бюджетных средств. Где же тут экономия???», - задается вопросом общественник, член Хабаровского регионального отделения «Российского союза спасателей», Антон Плюснин.
Не меньшее удивление среди экологов вызывает и то, что региональные власти не хотят использовать уже имеющиеся в регионе возможности. Буквально напротив завода находится Центр Демеркуризации ООО «РЭЦеДем», эту компанию создавали специально для решения проблемы заброшенного завода, были вложены бюджетные средства, однако ртуть по-прежнему отравляет природу и жителей.
«Я уже был депутатом краевой думы, когда в Хабаровск привезли современную установку для демеркуризации отходов. Сперва разместили в краевом центре, на поселке Горького там до сих пор стоит несколько вагонов ртутных ламп, которые собирались, да так и не собрались утилизировать, а затем, через несколько лет, установку и вовсе отправили в Амурск. Решение было мотивированно тем, что необходимы масштабные работы по очистке территории уже закрытого на тот момент картонного завода. Фактически, необходимое оборудование простаивает в Амурске на протяжении уже 20-ти лет, однако почему его никто не использует – вопрос. Не готов делать выводы, наверняка у организации которой была передана установка, есть масса объяснений, просто констатирую факт. Бюджетные деньги были потрачены, а результата нет», - рассказал экс-депутат Хабаровской краевой Думы Евгений Исаков.
Об общегосударственном характере проблемы говорит и тот факт, что у истории АЦКК есть брат близнец - завод «Усольехимпром», который находится в Иркутской области. Годами производственные мощности старого предприятия простаивают и только меняют владельцев, но ничего, кроме угроз для окружающей среды не создают. Росприроднадзору остается только вводить режим ЧС, а прокуратуре требовать разработки нового проекта рекультивации.
В настоящее время средства на очистку территории завода в Амурске выделены федеральным центром по программе «Чистая страна». В 2018 году Министерство природных ресурсов РФ заявило о передаче на эти нужды свыше 50 миллионов рублей. Пока проблема заражения Амура ртутью не решена, а в Хабаровском крае уже началась очередная путина. Сейчас по течению, через тяжелый металл, который так легко накапливается в организме рыб, поднимается летнее стадо лосося, в сентябре придет очередь осеннего, большинство рыб будут пойманы и отправлены в Москву и другие крупные российские города, жители которых любят и ценят дальневосточную икру. Ну что ж, приятного аппетита!