Бомбардировщик Ту-95мс ВКС России. Фото: РИА Новости
Во вторник 23 июля самолеты Воздушно-космических сил (ВСК) РФ и Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) вели совместное патрулирование. Авиагруппа в составе двух стратегических бомбардировщиков Ту-95мс ВКС России и двух стратегических бомбардировщиков «Хун-6к» ВВС НОАК шла по запланированному маршруту над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей. По неясным причинам самолеты взяли направление на острова Лианкур (на корейском они называются Токто, а на японском — Такэсима), по поводу суверенитета над которыми давно спорят Южная Корея и Япония. Сейчас на островах работают посменно всего несколько человек, постоянного населения там нет, а журналистов на них не пускают. По имеющимся в интернете снимкам можно констатировать, что острова представляют собой две скалы.
«В ходе выполнения задач самолеты обеих стран действовали строго в соответствии с положениями международного права. По данным объективного контроля, нарушений воздушного пространства иностранных государств не допущено», — сообщили «Новой» в Минобороны РФ. Там подчеркнули, что совместное патрулирование необходимо было для «углубления и развития российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства, дальнейшего повышения уровня взаимодействия вооруженных сил двух стран, совершенствования их возможностей по ведению совместных действий, а также укрепления глобальной стратегической стабильности», однако, отметили, что против третьих стран мероприятие направлено не было и проходило в соответствии с международными правилами на удалении более 25 км от островов.
Между тем именно около островов Токто к российским самолетам приблизились два южнокорейских истребителя F-16,
которые совершили, как заявили в Минобороны РФ, «непрофессиональные маневры, пересекая курс российских стратегических ракетоносцев и создавая угрозу их безопасности». По заверениям российской стороны, южнокорейские летчики на связь с экипажами Ту-95мс не выходили и, после отстрела F-16 тепловых ловушек, осуществили маневр, удалившись от российских самолетов.
Корейская сторона выразила свое недовольство. «Мы рассматриваем эту ситуацию как крайне серьезную, если такое поведение повторится, мы предпримем намного более решительные меры», — говорится в сообщении Управления национальной безопасности Южной Кореи. Там заявили, что российский самолет совершил два трехминутных полета в воздушном пространстве Южной Кореи над Японским морем, а в ответ были подняты истребители ВВС Республики Корея, которые сделали предупредительные выстрелы. Агентство «Рёнхап» подчеркивает, что нарушение воздушного пространства Южной Кореи со стороны РФ — это «беспрецедентный случай». Однако 20 июня этого года два российских военных самолета нарушили южнокорейскую опознавательную зону ПВО и пробыли там около получаса, напоминает агентство.
Южнокорейский полицейский охраняет границу, вдали виден один из двух островов Токто (группа островов Лианкур, российское название), право собственности на которые оспаривают Корея и Япония. Фото: Reuters
В Минобороны РФ подчеркнули, что южнокорейские летчики «не в первый раз безуспешно пытались помешать выполнению полетов российской авиации над нейтральными водами Японского моря, ссылаясь на некую самопроизвольно установленную южнокорейской стороной зону опознавания ПВО». Подобные зоны, как подчеркнули в военном ведомстве, не предусмотрены международными правилами, и Россия их не признает, о чем неоднократно говорилось южнокорейской стороне. Кроме того, в Минобороны РФ полностью отрицают наличие предупредительного огня со стороны южнокорейских истребителей.
«Если бы российские летчики почувствовали угрозу безопасности — ответ не заставил бы себя ждать», — завили в Минобороны РФ.
Полковник запаса Виктор Мураховский говорит, что провокацию здесь можно усмотреть только в заявлениях Южной Кореи: «Действительно, есть международные нормы, которые признаются всеми государствами, — это 12 миль (морская зона) и 25 км (воздушная зона), эти стандарты без предупреждения нарушать нельзя. То, что какие-то государства в индивидуальном порядке устанавливают свои границы, это их личные проблемы, но другие государства не обязаны их соблюдать. Никакими международными договорами создание той зоны, о которой сейчас говорит Сеул, не предусматривается», — рассказал он. Аналогичная ситуация, по словам эксперта, существует в Южно-Китайском море, где новые границы своим искусственно созданным островам дает Китай: там регулярно летают американские военные самолеты. «Что же касается стрельбы, то, скорее всего, ее не было в реальности, потому что это было бы грубейшим нарушением норм международного права», — уверен Мураховский.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что портить отношения с Сеулом Москве не стоило бы: «Отношения с Южной Кореей очень важны для России, особенно в контексте усиливающегося давления США и их ближайших союзников». Эксперт также подчеркивает, что эти отношения важны и в контексте военно-технического сотрудничества. «В недалеком будущем Южная Корея могла бы стать источником военной техники, которую мы сами не производим или делаем это не насколько качественно, как хотелось бы. Например, Сеул — признанный лидер в разработке и производстве робототехники, как военной, так и гражданской, кроме того, корейцы хороши в области порохов и спецхимии», — говорит Пухов.