Выборы депутатов Думы города Иркутска объединили в себе худшие черты текущих выборов в Москве и Санкт-Петербурге — использование технологии отказа в регистрации неугодным кандидатам по подписям и самоуправство муниципальных избирательных комиссий. В результате этого незарегистрированные кандидаты также начали призывать граждан выйти на уличные акции для защиты избирательных прав, которые грубо нарушаются муниципальными комиссиями.
Установлено, что ряд кандидатов-одномандатников получил необоснованные отказы в регистрации. Во всех рассматриваемых случаях в основу отказов легли решения о признании подписей недостоверными или недействительными.
Наиболее абсурдная ситуация сложилась с кандидатом по одномандатному избирательному округу №17 Мариной Ершовой. Она представила в комиссию 71 подпись избирателей в поддержку своего выдвижения. Проверке были подвергнуты все подписи, но ни одного нарушения выявлено в них не было. Однако 16 июля избирательная комиссия своим решением признала все (!) подписи недействительными. Комиссия посчитала, что не соответствуют действительности сведения о кандидате, указанные в подписном листе, поскольку в справке с места работы было указано, что кандидат работает в ООО «Эксперт 01», а в подписных листах вместо ООО было указано Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01». При этом в своем решении комиссия ссылается на ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в котором указывается, что общество может иметь как полное, так и сокращенное названия, но трактует эту норму в прямо противоположном смысле, указывая на то, что эти названия «неравнозначны».
В округе №10 избирательная комиссия 30 июня отказала в регистрации Дмитрию Ружникову. Кандидат представил 70 подписей при необходимом минимуме в 67. Три подписи были «забракованы» экспертами экспертно-криминалистического центра МВД. Однако на своем заседании комиссия признала недействительными все 70 подписей. Основанием стало то, что кандидат в своих подписных листах указал, что он является действующим депутатом по 10-му округу. По мнению комиссии, «указание таких сведений не предусмотрено формой подписного листа и при этом влияет на волеизъявление избирателей, которые знакомятся с информацией о кандидате. Информация о том, что кандидат уже является действующим депутатом по тому же избирательному округу, по которому баллотируется, способна сама по себе создавать положительное отношение к кандидату как к человеку, ранее уже наделенному избирателями одномандатного избирательного округа №10 доверием». Кандидат обратился в суд с обжалованием решения комиссии и выиграл в процессе, однако, чтобы не терять больше времени выдвинулся кандидатом от партии «Гражданская платформа», которая имеет право не собирать подписи избирателей в Иркутске.
1 июля отказ в регистрации получил кандидат по округу №28 Сергей Беспалов. Кандидат представил 63 подписи при необходимом минимуме в 59. В результате проверки недостоверными и/или недействительными были признаны 5 подписей: 1 подпись как несоответствующая действительности, в соответствии со справкой Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области; 2 подписи с датами, внесение которых, по мнению графолога, проставлено избирателями несобственноручно; 1 подпись с неоговоренными исправлениями в дате ее внесения в подписной лист в соответствии с заключением графолога; 1 подпись признана как недостоверная, в соответствии с заключением специалиста. В результате достоверными и действительными были признаны лишь 58 подписей. Сергей Беспалов также подал в суд, который выиграл. Однако суд дал комиссии на принятие нового решения 30 дней и чтобы не терять время кандидат выдвинулся вновь от партии «Гражданская платформа».
Аналогичные основания для отказа в регистрации были выдвинуты в отношении Игоря Демешко (34-й округ) и Александра Квасова (15-й округ). У Игоря Демешко недостоверными графологом было признано восемь подписей избирателей из 72 представленных (необходимый минимум для регистрации - 66). В итоге Игорь Демешко выдвинулся от партии КПСС. У Александра Квасова графолог признал недостоверными пять подписей, в которых якобы дата проставления подписи была поставлена не избирателем собственноручно, из 78 (при необходимом минимуме — 71). Позднее, на заседании комиссии недействительными признали еще шесть подписей по формальным основаниям. То есть Квасову для регистрации в итоге не хватило четырех подписей и он был вынужден выдвинуться от «Гражданской платформы».
Кроме того, 3 июля было отказано в регистрации кандидату по округу №5 Кристине Глуховой, которая представила в комиссию 72 подписи при необходимом минимуме в 66. 1 июля рабочая группа по проверке подписей признала недействительными шесть подписей. В результате представленных подписей для регистрации хватало, но уже на заседании комиссии председатель Татьяна Антоненко представила еще пять вновь выявленных подписей, которые в итоге были признаны недействительными — во всех якобы содержались неоговоренные исправления в дате внесения подписи. Точно такая же ситуация на том же округе произошла с кандидатом Николаем Покитко — рабочая группа 1 июля выявила пять недействительных подписей, а уже на самом заседании комиссии по инициативе председателя добавилось еще шесть (все с тем же основанием — неоговоренные исправления в дате).
При этом, согласно ч. 14 ст. 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» протокол рабочей группы по проверке подписей передается кандидату не позднее чем за два дня до заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. Это необходимо, чтобы кандидат мог подготовить обоснованные возражения. В данном случае кандидаты были лишены такой возможности, что привело к отказам в регистрации.
На 22-м округе на основании признания 16 из 75 подписей недействительными и недостоверными было отказано в регистрации Николаю Швецову. Та же избирательная комиссия «забраковала» 13 из 75 подписей у кандидата Марины Покачаковой, отказав ей в регистрации.
Всего на данный момент известно о 21 отказе в регистрации, однако на сайте Избирательной комиссии города Иркутска размещены лишь четыре решения ОИКов с отказами в регистрации. При этом, этап регистрации продолжается до 24 июля и в ближайшие дни может появиться новая информация об отказах.
Таким образом, главным основанием для отказа в регистрации во всех рассмотренных случаях стало мнение почерковедов (за исключением, пожалуй, округа №5, где председатель предложил признать недействительными некоторые подписи даже без указания на это «экспертов»). Отметим, что документы, представленные почерковедами, не являются заключениями экспертов ни в одном из видов, определённых УПК, ГПК и КАС России. Они не содержат ни подробного описания исследования, ни обязательства об ответственности за ложное заключение. Утверждения в этих документах крайне сомнительны, поскольку идентификация принадлежности одному лицу подписи, а уж тем более даты, требует множественных образцов, тщательного и дорогостоящего исследования независимыми экспертами.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, включая право избирать и быть избранным, закрепленное в ст. 32 Конституции России. В действительности некоторые окружные избирательные комиссии Иркутска стали инструментом по воспрепятствованию в реализации этого фундаментального права граждан.
Происходящие прямо сейчас скандалы с регистрациями кандидатов на выборах в разных регионах подтверждают выводы движения «Голос», которое уже неоднократно заявляло о том, что механизм сбора подписей и их проверки зачастую носит манипулятивный характер и совершенно не отражает истинное мнение избирателей относительно поддержки участия в выборах тех или иных кандидатов. Главный его порок — отсутствие юридической ответственности лиц, выносящих заключения о достоверности или действительности подписей, за необоснованные выводы.
Движение «Голос» обращается к Избирательной комиссии города Иркутска с призывом навести порядок в деятельности окружных избирательных комиссий, обеспечить защиту и реализацию избирательных прав граждан. Считаем, что в случае выявления нарушений со стороны членов избирательных комиссий и рабочих групп по проверке подписей, включая экспертов ЭКЦ МВД, городская комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы с требованием о возбуждении уголовных дел по ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».
Просим ЦИК России и Избирательную комиссию Иркутской области провести анализ деятельности Избирательной комиссии города Иркутска и окружных избирательных комиссий по регистрации кандидатов на выборах в Думу города Иркутска.
«Голос» призывает ЦИК России и законодателей, при участии различных политических сил и экспертного сообщества, незамедлительно приступить к модернизации механизма сбора и проверки подписей в поддержку выдвижения кандидатов.