Осужденный на 2,5 года колонии участник молодежного сообщества "Новое величие" Павел Ребровский, признавший вину и заключивший сделку со следствием, отказался в суде от своих показаний. Об этом сообщили адвокаты Светлана Сидоркина и Максим Пашков, представляющие интересы участников движения Руслана Костыленкова и Марии Дубовик.
Об этом стало известно в понедельник, когда Люблинский суд Москвы продолжил рассматривать уголовное дело участников сообщества "Новое величие". Молодых людей обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. По делу проходят десять человек: восемь из них не признают свою вину, двое других заключили сделку со следствием и уже осуждены. 8 июля был допрошен один из осужденных – Павел Ребровский. В суде он рассказал, что дал признательные показания под давлением следователя. Ему было предложено: если подпишешь все, что нужно, получишь условный срок; если не подпишешь, получишь статью, которая наказывает за теракт и предусматривает от 10 лет тюрьмы. Ребровский принял условия, но был обманут и получил весной этого года реальный срок – два с половиной года колонии.
Никто из фигурантов дела "Нового величия" ни к каким радикальным действиям не призывал, рассказал в Люблинском суде Павел Ребровский. Всё, что он сказал на следствии, было сделано под давлением, – подчеркнул он в зале суда.
По словам адвоката Марии Дубовик Максима Пашкова, для представителей обвинения заявление Ребровского стало настоящим шоком:
Они были настолько шокированы этим, что у них не было вопросов по существу
– Было видно, что этого никак не ожидали, были настолько шокированы, что у них даже не было вопросов по существу. Когда огласили его показания, Ребровский пояснил, что это были не совсем его показания. То есть он этого не говорил, ему дали уже подготовленные показания, и он их просто подписал. А как это отразится на деле… Понимаете, Ребровский же на суде дал показания, на 90 процентов совпадающие с его самыми первыми показаниями на следствии, где он никакой вины не признавал и говорил, что это вообще несерьезно, ни о чем. Мы эти показания тоже огласили. Я заявлял такое ходатайство, чтобы суд увидел, что те показания, которые он огласил на суде, были и раньше, они не взялись неизвестно откуда, из воздуха. Он то же самое говорил и ранее, но впоследствии пошел на сделку, дал неправдивые показания, и вот теперь от них отказался. Вот как это было, – рассказал Максим Пашков.
О том, как признание Ребровского может отразиться на деле "Нового величия", говорит адвокат Светлана Сидоркина:
Все показания по делу сфальсифицированы, это была провокация
– То, что вчера сделал Павел Ребровский в судебном заседании при даче показаний, соответствует действительности и абсолютно согласуется с позицией, которую защита занимала изначально. Все доказательства по этому делу сфальсифицированы. Ребровский подтвердил тот факт, что все показания, которые он давал в отношении всех участников уголовного дела, были даны им под давлением следствия. Ему угрожали более тяжкой статьей 205 "Терроризм", и именно в связи с этим он подписывал все те документы, которые ему предоставляло следствие. То есть сведения, которые изложены в его протоколах допроса, не являются достоверными. Он вчера в суде это подтвердил. Каким образом это может повлиять на процесс? Это подтверждает версию защиты, что имела место провокация. Кроме того, данные показания являются значимыми с точки зрения того, что они полностью опровергают позицию обвинения по данному уголовному делу и подтверждают позицию наших подзащитных. Насколько серьезно суд отнесся к этому – мы пока сказать не можем, поскольку это будет известно при вынесении приговора, – полагает адвокат Светлана Сидоркина.
По данным СМИ, из обвинительного заключения по делу "Нового величия" исчез Руслан Д., ранее фигурировавший в качестве засекреченного ключевого свидетеля под именем Александра Константинова. Все обвинение строилось на его показаниях. При этом именно он был идеологом движения: финансировал группу, написал устав организации, придумал название "Новое величие", арендовал помещения для встреч. Защита обвиняемых считает Руслана Д. провокатором и внедренным в группу сотрудником ФСБ.
Накануне ряд российских музыкантов записали песню в поддержку фигурантов "Нового величия". Правозащитник Лев Пономарев призывает продолжать общественную кампанию за освобождение молодых людей:
Это дело – самое известное из "тоталитарных практик" наших "замечательных" спецслужб
– Я не знаю, как признание Павла Ребровского отразится на деле, – говорит глава движения "За права человека". – Нам надо просто продолжать нашу большую общественную кампанию, чтобы дело "Нового величия" было прекращено. Оно было сфабриковано, потому что там был засланный провокатор. Это дело – самое известное из тех "тоталитарных практик", которые сегодня внедряют наши "замечательные" спецслужбы. Они создали это дело, чтобы запугать молодежь – чтобы они не интересовались политикой, не участвовали в политических чатах и дискуссиях. Ребровский – молодец, нашел в себе силы это все сказать, а я призываю продолжать общественную кампанию в поддержку "Нового величия". Самое главное, чтобы это не было безразлично молодежи, – полагает Лев Пономарев.
Молодых людей, арестованных в рамках дела "Новое величие", обвиняют в организации экстремистского сообщества и участии в нем (ч. 1 и ч. 2 ст. 282.1 УК РФ). По версии следствия, фигуранты были последователями лидера запрещенной "Артподготовки" Вячеслава Мальцева. Выступая "как противники президента Владимира Путина и всех российских силовиков", они якобы создали экстремистскую организацию "Новое величие", призванную "дестабилизировать действующий режим" и изменить форму правления в России путем свержения президента России.