Руководитель отделения партии «Яблоко» в подмосковном Реутове Евгений Куракин уже второй месяц находится под стражей. 7 июня он был задержан по делу, возбужденному против него еще в 2012 году. Его обвинили в хищении денег ТСЖ, которое он возглавлял в своем доме. Полтора года Куракин провел в СИЗО и смог выйти оттуда только после внесения залога в три миллиона рублей. До суда дело тогда не дошло. В сентябре 2019 года глава Реутовского «Яблока» планировал возглавить список партии на выборах в городской совет депутатов. Неожиданно его освобождение под залог было отменено и заменено на заключение под стражу, якобы, из-за того, что он уклонялся от ознакомления с делом. 5 июля на заседании Реутовского суда следователь ходатайствовала об ограничении сроков ознакомления Куракина с делом.
Подробности процесса рассказал один из адвокатов Евгения Куракина Алексей Сюзюмов, предоставленный ему партией «Яблоко»:
Дело Евгения Куракина называется «О мошенничестве в особо крупном размере». Его обвиняют в том, что он похитил деньги ТСЖ. То есть его обвиняют в хищении денежных средств, неизвестно каким способом, неизвестно в какое время. У следователей нет ответов на эти вопросы. Поэтому дело уже несколько раз возвращалось.
19 июня Куракин собирался на личный прием к заместителю начальника ГУ МВД по Московской области. А 7 июня он был задержан в кабинете у прокурора города Реутов, куда пришли оперативники и сказали, что его залог заменен на заключение под стражу. Причиной преследования Евгения Куракина является его давний конфликт с руководством города, в частности с бывшим мэром Реутова Александром Ходыревым. Куракин стал известен в городе после того, как через Арбитражный суд доказал, что дом, в котором он купил квартиру, построен с серьезными нарушениями. Куракин выиграл суд на 80 млн рублей о безвозмездном устранении недостатков в этом доме. Кроме того, будучи главой ТСЖ, он установил тарифы на обслуживание дома ниже, чем во всем городе. Далее Куракин заявил о своих политических амбициях и решил стать депутатом. Тогда его первый раз и посадили.
5 июля следователь обратилась с ходатайством к суду об ограничении сроков ознакомления с делом. Она считает, что Куракину нужно как можно быстрее ознакомиться с делом и направить его прокурору, а потом в суд. Это ходатайство мы сейчас оспариваем. Вот уже несколько раз суд откладывался из-за процессуальных нарушений. 5 июля меня, наконец, допустили до защиты Куракина. Кроме меня, присутствовал еще один адвокат по соглашению, а также зачем-то в зале находилась адвокат по назначению, которая в нарушение закона об адвокатуре начала участвовать в судебном заседании. Несмотря на отсутствие воли на то со стороны Куракина. Это противоречит требованиям Адвокатской палаты о том, что если в суде есть адвокат по соглашению и обвиняемый против участия адвоката по назначению, то этот адвокат по назначению должен покинуть зал судебного заседания. Тем не менее, суд начался вместе с ней. Куракин заявил отказ от назначенного адвоката. Затем судья стала получать от него отводы против себя. Ранее уже рассматривались ее незаконные решения, которые свидетельствуют, что она прямо или косвенно заинтересована в исходе этого дела.
Я также заявил ей отвод по тому основанию, что она не имела право начинать процесс в присутствии адвоката по назначению, а также в связи с тем, что в зале присутствовали вооруженные люди в масках без опознавательных знаков. Они не давали мне передавать бумаги в клетку Куракину. Судья же мои вопросы о том, кто эти люди, игнорировала.
Далее Куракин попросил предоставить ему общественных защитников. На что вновь был получен отказ: «у вас и так много адвокатов». На самом деле, всего два, а защитников у подсудимого может быть сколько угодно. Затем судья зачитала письмо врио начальника МО Балашиха Копылова, судя по фамилии, родственника или мужа следователя. В письме отмечалось, что на прошлом судебном заседании люди из числа поддержки Куракина выкрикивали: «Позор следователю!» и создавали некомфортную для следователя обстановку. Поэтому он просит судью перейти в режим закрытого судебного заседания. Это письмо явно пришло прямо во время заседания. Мы, естественно, стали возражать против закрытия процесса.
Во время заседания Евгению Куракину стало плохо. Он попросил скорую помощь. Заседание длилось с двух часов дня до десяти вечера без перерыва. Все это время Куракина не кормили. То есть с самого утра, как он уехал из изолятора временного содержания Балашихи, он не получал ни воды, ни еды.
5 июля в суд пришло очень много людей поддержать Куракина. Но в зал пустили всего восемь человек. Специально убрали лавочки, эти ребята в масках никого не пускали. Люди за дверями стали скандировать «Позор судье! Позор следователю! Позор прокурору!» Потом они вышли на улицу с плакатом в поддержку Куракина. Теперь суд решил проводить заседания в закрытой форме, и людей опять не пустят.
Остается полномерная защита и обжалование незаконных решений судьи – другого пути я не вижу. Общественный резонанс вокруг этого дела, естественно, нужен. Наши жалобы пока не рассмотрены в Мособлсуде. Мы подозреваем, что Реутовский городской суд делает все, чтобы жалобы как можно дольше не рассматривались. Оснований для содержания Куракина под стражей абсолютно не было. Тем более не было правовых оснований для того, чтобы ограничивать его в сроках ознакомления с делом. Он не затягивал этот процесс.
Судя по тому количеству нарушений, который допускает судья, стоит ожидать того, что она вынесет неправосудное решение. Мы этому пытаемся препятствовать. Евгений Куракин – человек смелый, мужественный. Его просто хотят закрыть надолго, ему грозит заключение сроком до 10 лет. Притом, что никаких доказательств мошенничества с его стороны или хищения нет. Уголовные дела в отношении одного человека не могут тянуться семь лет. А это дело тянется семь лет. Прокурор на заседаниях не может четко объяснить, за что же сидит Куракин, в чем конкретно его обвиняют. Он этого объяснить не может.
Комментарий заместителя председателя партии «Яблоко» Николая Рыбакова:
Вся история с подмосковным «яблочником» Евгением Куракиным – сплошной судебный произвол. Его вина никогда не была доказана. Единственное, что не нравилось местным чиновникам, – созданное им успешное ТСЖ, которое позволяло экономить людям на оплате коммунальных услуг, и тот факт, что Куракин, будучи по профессии архитектором, отсудил деньги у застройщика, выполнившего некачественно свою работу.
Куракин – настоящий гражданин и общественник, который борется много лет с местной мафией. Именно поэтому в первый раз его взяли под стражу по заявлению заммэра Реутова. С ним борются застройщики и чиновники. В этот раз для того, чтобы:
– он не смог баллотироваться в депутаты (должен был возглавить список «Яблока» на местных выборах);
– не попал на прием к замначальника ГУ МВД по Московской области.
Права Евгения нарушаются каждый день. Долгое время ему не назначали адвоката. Сейчас Куракин заключен в камеру, в которой помимо него находятся 11 человек, а кроватей 7. Они спят по очереди.
Судебная система реагирует только на истории, о несправедливости которых говорят миллионы людей. Так случилось недавно с Иваном Голуновым. Ситуация с Куракиным даже хуже – он участвует в политике. Его арестовывают, не смущаясь отсутствием даже мало-мальски формальных оснований. Сейчас только огласка может спасти Евгения Куракина. Они ее боятся, поэтому закрывают судебные заседания от общества.