Мы уже предупреждали две недели назад, что либо нас потешат внешним противостоянием, либо обратят народный гнев на внутреннего врага.
После предсказуемо скучной и бесперспективной в смысле рейтинга (да и во всех прочих смыслах) прямой линии случилась приостановка авиасообщения с Грузией, пошло привычное нагнетание антигрузинской истерики на федеральных каналах и в подтявкивающих агентствах – и стало понятно, что для сплочения масс вокруг родной власти решили прибегнуть к традиционному способу.
Подходящий внутренний враг, видимо, либо надоел, либо разъехался, и накачка народной любви будет осуществляться за счет новой конфронтации с соседями. Раз Трамп пока воздержался от удара по Ирану, а в Грузии как раз подставились – включился план Б.
Честно говоря, я думал уже, что это вечное средство перестанет срабатывать: слишком все наглядно, да и конфликт явно не того масштаба, как во время «русской весны» пять лет назад. Ясно же, что все эти постимперские судороги никак не помогают забыть печальную русскую реальность – с несменяемостью власти, прогрессирующей бедностью, отсутствием социальных лифтов и прочими приметами эпохи.
Но срабатывает, ребята! И вот уже подтянулись вполне искренние – кто же на них сейчас станет тратиться? – посты и статьи вечно обиженных профессиональных россиян: и при СССР грузины лучше всех жили, и все воры в законе к нам оттуда, и не умеют они ничего, кроме коррупции да застолий, и не любили нас по-настоящему никогда, и воевать не умеют, и наших женщин систематически обижали…
Задним числом достается и грузинской культуре, и Георгию Данелии, а уж Михаила Саакашвили с его галстуком не вспоминает только ленивый. Весь этот антигрузинский концерт идет по второму кругу и ничем не может удивить – все мы помним истерику 2008 года, у всех на памяти запрет на грузинские вина и боржоми. (Сейчас мы опять читаем, что вина эти отвратительны, боржоми безобразно, в Европе все это никому не нужно, потреблять такую дрянь готовы только в России, и никуда они от нас не денутся – интересное вообще представление о патриотизме!)
Но удивлять и не требуется. Требуется в очередной раз воспользоваться неистребимым рефлексом россиян: любые претензии к власти они забывают, стоит им почувствовать себя обиженными, а арсенал обид у нас огромен.
И пока этот рефлекс неистребим, и пока власть будет переключать любые недовольства, глуша внутренние проблемы внешними угрозами, – мы не будем жить лучше. Строго говоря, вообще не будем жить.
Оригинал — «Собеседник»