На совещании Комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ 18 июня, представители энергетических компаний и эксперты в вопросах взыскания долгов обсудили вопросы урегулирования задолженности в энергетическом секторе.
В совещании приняли участие представители «Россетей», «Фортума», специалисты компаний «Газпром межрегионгаз», «Росэнергоатом», «Интер РАО», «РусГидро», ТЭК «Мосэнерго», «МРСК Центра», «МОЭК» АО «ЭнергоремонтТплюс» и других.
Участники рабочей встречи согласились с тем, что проект федерального закона № 662059-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам), который был недавно принят в первом чтении в Гос.Думе, нуждается в доработке.
Напомним, что автор документа – вице-спикер Госдумы Ирина Яровая – предлагает «конкретизировать ст. 155 ЖК, установив прямой запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам».
Как заявил, открывая совещание, глава Комиссии Иван Рыков, «основной целью законопроекта является защита граждан от неправомерных действий коллекторских агентств. Государство запретом на уступку долга планирует гарантировать права граждан на свою защиту в суде, где стороной-взыскателем выступает профессиональный участник рынка ЖКХ. Однако остается неурегулированным вопрос возможности уступки такого долга, после судебного взыскания и вступления решения суда в законную силу».
Член Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Тальия Усманова отметила, что долговая проблема в энергетике существует давно и складывается из множества факторов. Поэтому и решать проблему надо комплексно.
Как сообщил на совещании руководитель направления управления экономической безопасности и режима АО «ЭнергоремонтТплюс» Сергей Грудинский, одной из острейших проблем является большое количество недобросовестных управляющих компаний (УК), которые работают в сфере ЖКХ. Самыми распространенными преступлениями в сфере ЖКХ являются хищения: присвоение, растрата, мошенничество. Как правило, их совершают руководители управляющих компаний. В результате от этого страдают как потребители, так и ресурсонабжающие организации (РСО). «Наша компания активно работает на этом направлении путем возбуждения уголовных дел против недобросовестных УК. Проблема в том, что правоохранительные органы каждый раз по разному трактуют подобные дела. На наш взгляд необходимо законодательно ужесточить наказание за подобные преступления», - подчеркнул он.
По мнению участников совещания, большинство РСО, как правило, имеют в составе своих активов проблемную задолженность, перспективы взыскания которой достаточно низкие. В случае полного запрета уступки прав требования (продажи долгов), компании будут вынуждены списывать такие безнадежные долги. Списание компаниями такой безнадежной задолженности приведет к повышению тарифов, т.е. перекладыванию убытков на плечи граждан, что не соответствует социальной направленности рассматриваемого законопроекта.
В этой связи участники предложили дополнительно проработать вопрос продажи долгов на торгах в отношении задолженности граждан, подтвержденных решением суда. «Реализация таких долгов с использованием конкурентных процедур (в частности на электронных торгах) значительно эффективней продажи пакета долгов коллекторским агентствам по сниженной цене» - заявил председатель Комиссии по финансовой безопасности.
Директор юридического департамента ПАО «РусГидро» Дмитрий Перминов, обратил внимание участников совещания, что потребители не обязаны предоставлять РСО про себя личную информацию, поэтому в «РусГидро» предвидят серьезную проблему связанную с судебным взысканием долгов, в случае если законопроект будет принят в текущем виде.
Кроме того, говоря о судебном и после судебном взыскании, участники совещания заметили, что деятельность коллекторских агентств в ряде случаев дискредитировала себя. Однако и деятельность ФССП России достаточно неэффективна. Проблема заключается в том, что в настоящее время ФССП России, ввиду огромного количества исполнительных производств, достаточно неэффективно осуществляет принудительное взыскание задолженности.
Исправить ситуацию, по мнению представителей энергетических компаний, можно было бы путем создания в Российской Федерации института частных приставов. У энергетических компаний не возникнет необходимости с дисконтом уступать долги коллекторам, так как государственные частные приставы, мотивированные на результат, обеспечат надлежащее взаимодействие с должником и возврат задолженности.
По итогам совещания было принято решение о формировании рабочей группы с участием ресурсоснабжающих организаций для подготовки поправок на проект федерального закона № 662059-7. А также о поддержке инициатив ТПП РФ о необходимости введения в Российской Федерации института частных приставов и подготовке соответствующего проекта федерального закона и других инициатив.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/