Памятник в первоначальном виде тут стоял еще с 1960-х годов и на нем долгие годы были высечены всего 6 фамилий погибших, среди которых – ни одной крымскотататарской. А ведь это село до 18 мая 1944 года практически было моноэтническим, крымскотатарским. Да и в свое нынешнее название – Орловка – село Мамашай был переименован вскоре после насильственного изгнания из Крыма крымскотатарского народа.
6 мая 2019 года жители села обновили памятник, установив гранитные плиты с выгравированными дополнительно 57 фамилиями – односельчан, как погибших смертью героев на войне, так и возвратившихся с войны, но уже не в родное село, а в места спецпоселений, куда на мучительную смерть были отправлены высланные из Крыма их семьи.
Все эти 57 фамилий были крымскотатарскими: иных призывников на войну из села Мамашай в 1941 году просто не было.
Увековечению имен односельчан предшествовала кропотливая работа энтузиастов, родных погибших и умерших героев, приложивших неимоверные усилия, чтобы подтвердить каждую фамилию архивными документами, справками из военных комиссариатов, свидетельствами очевидцев.
И — памятник с крымскотатарскими фамилиями простоял всего ТРИ дня (замечу: ранее на этот памятник никогда ни один вандал не покушался).
Случайно? Вряд ли. Если учесть, как в Крыму ядовитыми стоками по всему полуострову растекается ненависть ко всему крымскотатарскому, привнесенная российскими оккупантами в феврале-марте 2014 года.
При этом ненависть, лелеемая чекистами путиновской России, дополнялась стараниями потомков НКВД-МГБ-КГБ-стов и иных послевоенных колонистов, взращенных в стенах домов, по-бандитски отнятых властью в 1944 году у крымских татар .
И в этой обновленной парадигме ненависти, заданной оккупационными властями, не может быть места действиям, которые бы угрожали десятилетиями выпестованным Москвой мифам в отношении крымских татар.
И в первую очередь, устоявшемуся мифу о том, что, мол, все крымские татары предатели, а значит, Кремль и Сталин абсолютно правильно выселили крымскотатарский народ со своей земли.
Понятно, что создание в послевоенном Крыму мифа о якобы массовом предательстве крымскотатарского народа, по представлению советских идеологов, должно было, ко всему прочему, не дать у послевоенных колонистов появиться чувству вины, некоему беспокойству тем, что они заняли чужие дома, земли, инвентарь, разрушают памятники, переписывают историю, сносят кладбища…
В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» который признал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от нацистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».
Но крымские татары не смогли тогда вернуться домой — им чинились непреодолимые препятствия. Собственно, Указ должен был окончательно закрепить крымских татар в местах изгнания.
По мнению историка Гульнары Бекировой, «в советскую нормативную базу был положен весьма двусмысленный правовой документ. Он послужил юридическим обоснованием новой модели отношения власти к крымскотатарской проблеме – внешне более изощренной и цивилизованной, но от этого не менее зловещей. Общая политическая установка на «Крым без крымских татар» не изменилась, а лишь была завуалирована противоречивыми положениями, оставлявшими поле для широких толкований и интерпретаций».
Исчерпывающую оценку этому решению советских властей дал правозащитник, генерал Петр Григоренко: «Самая большая подлость состояла в том, что указом крымские татары походя были лишены права на свою нацию. О них написали: «граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму». С таким же успехом можно написать: «граждане татарской национальности, пока что проживающие в Венгрии». Верхом же подлейшего лицемерия явилось то, что указом, объявляющим политическую реабилитацию, навечно закреплено изгнание крымских татар из Крыма. И сделано подло, лживо, по-шулерски. Во второй части указа сказано, что гражданам татарской национальности, ранее проживавшим в Крыму, разрешается проживать по всей территории Советского Союза, с учетом паспортных правил. А в паспортных правилах, как потом выяснилось, записано, что крымским татарам нельзя селиться в Крыму».
И лишь 15 ноября 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымскотатарского и других народов была осуждена и признана незаконной и преступной. 28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР своим Постановлением № 845-1 одобрил «Выводы и предложения комиссии по проблемам крымскотатарского народа», предусматривавшие полную политическую реабилитацию крымскотатарского народа и отмену нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера, признававшие законным правом крымскотатарского народа возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности», и предусматривающие пересмотр дел, возбужденных за участие в крымскотатарском национальном движении.
Казалось бы, после этого мифы о якобы «массовом предательстве» должны быть навсегда забыты? Но нет, после незаконной аннексии Крыма Россией, эти мифы вновь востребованы Кремлем.
И мне очень жаль, что для их реанимации, если не сказать, — для разжигания открытой ненависти к крымским татарам, предоставляет площадку «Эхо Москвы», публикуя блоги Александра Горного, как будто специализирующегося на ненависти к крымским татарам. Сперва этот блогер, появившийся на сайте с июня 2014 года, объявил ни больше, ни меньше, как «Фашистским реваншем» изъятие из крымского учебника истории насквозь лживой главы, повторяющей давно разоблаченные историками опровергнутые мифы — о «массовом предательстве крымских татар», и о том, что якобы «20 тысяч крымских татар перешли на сторону немцев». Это было сделано 7 мая, буквально за сутки-полтора до акта вандализма в селе Мамашай. А 10 мая, на следующий день, Горный публикует статью «Очередные провокации в Крыму, накануне Дня Победы. Рвануло». Где, уже зная о чудовищном акте вандализма, и сквозь зубы признавая его достойным наказания, начинает рассуждать, «кому это выгодно», заявляя, что «ответ очевиден», и прямо указывая на лидеров крымских татар, которые-де «искусно моделируют процесс». И продолжает гнуть свое, антитатарское, в духе, а что с ними цацкаться, предатели они, не более…
Но вернемся к вандализму в Крыму. Уверен, российские оккупанты не могли не разрушить памятник крымским татарам – участникам Второй мировой войны, напрочь опровергающий их мифы и их монополию на победу.
Это я к тому, чтобы не обманывались местные крымские, да и московские либералы, аккуратно обходящие главную причину крымских несчастий – незаконную аннексию Крыма Российской Федерацией. Россия, спешно преобразовывает полуостров в военный форпост, с помощью которого, как думает Путин, ему удастся воздействовать на страны Черного моря. Именно по этой причине, в Крым перебазированы самые современные ракетно-зенитные комплексы и летательные аппараты, находящиеся на вооружении российской армии.
Путину и его окружению во временно оккупированном Крыму нужно лишь лояльное к оккупантам население. К тому же, ненавидящее крымских татар – коренной народ Крыма. «Крым без крымских татар», реализуемый сегодня Кремлем, был задан Россией еще во времена первой аннексии Крыма…
P.S. Когда я дописывал этот комментарий, позвонил товарищ, этнический русский, журналист, который несколько лет был вынужден срочно эвакуироваться из Крыма. Он предложил восстановить памятник оригинальным способом: покрыть разбитые гранитные плиты с фамилиями крымских татар — участников войны прозрачной эпоксидной смолой. Так, чтобы посетители могли прочитать и фамилии, и видеть следы вандализма…
Чтобы никто не обманывался – война, объявленная Кремлем крымскотатарскому народу, никогда не прекращалась.