В результате авиакатастрофы в аэропорту Шереметьево, где накануне вечером экстренную посадку совершил SSJ-100, погиб 41 человек (40 пассажиров и один член экипажа). Об этом сегодня в эфире телеканала «Россия-24» заявила старший помощник руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Елена Марковская.
Всего на борту лайнера, по ее словам, находилось 78 человек: 73 пассажира и пять членов экипажа. Ранее СКР сообщал, что среди погибших есть двое детей. Список 37 выживших опубликовал «Аэрофлот».
Хронология катастрофы
Самолет авиакомпании «Аэрофлот», совершавший рейс по направлению Москва — Мурманск, вылетел из аэропорта Шереметьево в 18:03 мск, через 27 минут лайнер совершил экстренную посадку в аэропорту отправления. По предварительным данным, экипаж лайнера предпринял только одну попытку посадить самолет. Ранее ряд СМИ сообщал, что самолет пытался зайти на посадку дважды.
Точные причины случившегося пока не названы, информагентства сообщают различные версии ЧП. Так, по данным источников ТАСС, основной версией возгорания на борту стал удар молнии, в то время как источники «Интерфакса» сообщают, что лайнер загорелся уже после того, как ударился о взлетную полосу при заходе на посадку. Об этом же, к слову, свидетельствуют и многочисленные видеозаписи с места трагедии. «Из-за попадания молнии предварительно была утрачена связь с диспетчером, затем отказала вся автоматика. Экипаж не стал вырабатывать топливо, самолет пошел на посадку с превышением посадочной массы и большим перелетом порядка 1,4 тыс. метров. В результате посадка произошла на середину полосы. Стойка шасси разрушилась, ее элементы, возможно, попали в двигатель, который загорелся», — сообщил собеседник «Интерфакса».
В СКР в свою очередь добавили, что информация о причинах авиакатастрофы будет дана только после того, как появятся первые результаты расследования.
В пресс-службе авиакомпании «Аэрофлот» сообщили, что эвакуация пассажиров из горящего самолета заняла 55 секунд при нормативе в 90 секунд. Источник «Интерфакса» отмечал, что причиной гибели людей в хвостовой части самолета якобы могло стать то, что часть пассажиров, покидая горящий лайнер, пытались взять с собой вещи с багажных полок. О том, что спасшиеся пассажиры выносили из самолета ручную кладь, свидетельствуют и видеозаписи с места ЧП.
Кроме того, на кадрах видно, что во время пробега по полосе самолет был объят пламенем, из него валил густой черный дым. При этом на полосе не было пожарных машин, которые обычно встречают самолеты во время совершения аварийной посадки. В аэропорту Шереметьево в свою очередь сообщили, что аварийно-спасательные работы «были обеспечены в кратчайшие сроки». «В 18.32 мск (то есть через две минуты после экстренной посадки. — Прим. ред.) на место происшествия незамедлительно прибыли аварийно-спасательная бригада, медицинские экипажи для экстренной эвакуации и оказания помощи пассажирам и членам экипажа», — говорится на сайте «Шереметьево».
Кроме того, сообщалось, что машины скорой помощи не могли оперативно подъехать к Шереметьево. По данным LifeShort, первая машины скорой помощи прибыла к аэропорту через четыре минуты, и еще около шести-семи минут медики не могли попасть на территории воздушной гавани, потому что их не пропускали через КПП. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в эфире «России-24» заявила, что на место трагедии оперативно прибыли 24 бригады скорой помощи. «Они сразу же стояли на месте. Проблем с доступом к пострадавшим не было», — отметила Скворцова. По словам министра здравоохранения, в Шереметьево прибыли медики из Московской области и бригады медицины катастроф из Москвы, также у Шереметьево находились два вертолета.
По факту трагедии СКР уже возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). По требованию главы СКР Александра Бастрыкина, расследованием уголовного дела займется Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ. По требованию премьер-министра России Дмитрия Медведева создана государственная комиссия, которая также будет проводить расследование по факту случившегося.
В «Росавиации» уже сообщили, что после авиакатастрофы в Шереметьево вводить ограничения на полеты SSJ100 пока не планируют. При этом, отметим, трагедия, случившееся накануне в Шереметьево, это уже вторая катастрофа самолета SSJ100, в результате которой погибли люди. Напомним, в 2012 году авиакатастрофа с аналогичным самолетом произошла в Индонезии во время демонстрационного полета. Тогда из-за ошибки пилотирования погибли 45 человек. В настоящее время в эксплуатации находятся 139 самолетов. 106 из них — в России, 33 — за рубежом. По информации ГСС, сгоревший SSJ100 прошел плановое техническое обслуживание в апреле 2019 года, уточняют «Ведомости».
В Мурманской области, куда направлялся самолет, объявлен трехдневный траур. Власти Мурманской области сообщили, что семьям тех, кто пострадал во время экстренной посадки лайнера, будут выплачены компенсации в размере 500 тыс. рублей, семьям погибших власти региона намерены выделить по одному миллиону рублей.