Примерно до 2014 года Яндекс следил за тем, чтобы их сервисы были адаптированы для незрячих и слабовидящих пользователей. Но существующие и неисчезающие несколько лет проблемы говорят мне о том, что либо Яндекс отказался от идеи содержать в команде незрячих тестировщиков и специалистов по доступности, либо они не справляются со своей работой.
Я сам незрячий и с тринадцати лет занимаюсь созданием и администрированием сайтов. Это и мое хобби, и моя будущая профессия. Год назад я создал некоммерческий проект TifloHost, в рамках которого помогаю другим незрячим веб-разработчикам. С моим другом Кириллом мы также работаем над проектом “Доступная жизнь”, пытаясь делать российский интернет доступным для слепых. Мы стучимся в двери всех крупных интернет-компаний, иногда нас даже слышат. Но сайтов и приложений в рунете – тысячи, у одного лишь Яндекса насчитывается 50 различных служб, от почты до сервиса по доставки еды. И наше дело шло бы быстрее, если бы лидер российского интернета, компания Яндекс, перестала делать вид, что нас нет.
Трудности для каждого незрячего и слабовидящего пользователя начинаются уже при создания аккаунта, но я опишу здесь лишь две наиболее важные и критичные:
1. Слепой человек не может защитить свой аккаунт. При создании ящика на сайте passport.yandex.ru есть возможность задать секретный вопрос для восстановления пароля, но в настоящее время список с вариантом выбора вопроса не озвучивается программой экранного доступа, а значит выбрать ничего нельзя и восстановить утерянный пароль или защититься от потенциальных взломщиков я не могу.
2. Яндекс отказывается предоставлять поддержку слепым и слабовидящим: формы обратной связи, также называемые "Написать в поддержку", имеют список тем обращения, где требуется выбрать какую-то одну. Как вы уже могли догадаться, из этого списка с помощью клавиатуры невозможно ничего выбрать, а значит, нельзя отправить сообщение.
Я прошу подписать эту петицию каждого, кто понимает глобальность проблемы для слепых и слабовидящих и может поставить себя на наше место и ощутить то чувство безысходности, когда ты не можешь даже написать в поддержку сервиса, потому что форма для обращения тебе недоступна.
Я и мои коллеги по проекту “Тифло хост" готовы выступить в качестве тестировщиков и помочь Яндексу в адаптации их сервисов. Как написано на главной странице нашего сайта: "Не надо делать для нас без нас, надо делать для нас с нами или доверить нам самим". Понятно, что нам самим ничего не доверят, но делать для нас без нас явно не надо.
Пожалуйста, поддержите мое требование к Яндексу поступить как настоящий ответственный лидер своей индустрии – показать, что они создают продукты для всех пользователей без исключения, и принять конкретные меры для того, чтобы их продукты всегда были доступны для слепых и слабовидящих. За Яндексом потянутся и остальные, я уверен.
Как вы, наверное знаете, Яндекс – это множество отдельных сервисов, и именно поэтому в своей петиции я решил для начала обратиться к руководителям 10 самых важных из них. Я очень надеюсь, что вы сможете мне помочь достучаться до них (список ниже).
1. Яндекс.паспорт;
2. Формы обратной связи и техническая поддержка;
3. Яндекс.деньги;
4. Яндекс.коннект;
5. Яндекс.диск;
6. Яндекс.музыка;
7. Яндекс.такси;
8. Яндекс.облако;
9. Яндекс.телефония;
10. Яндекс.переводчик.