Первое судебное заседание по делу об убийстве грузинского правозащитника Виталия Сафарова состоялось сегодня в Тбилиси. Перед началом разбирательства у здания городского суда прошла акция в поддержку семьи Сафарова под лозунгом «В Грузии нет места ненависти».
Акция прошла беззвучно. Никаких «кричалок», «свистков», мегафонов. Просто цепочка людей с плакатами в руках, в центре которой мать и сестра погибшего. На плакатах много раз повторяется слово «нет»: «Нет ненависти», «Нет ксенофобии», «Нет расизму» и только одно «да» – «Для Вито». Вито – так называли убитого в сентябре правозащитника Виталия Сафарова его друзья.
«Я здесь, потому что считают важным поддержать родственников. Я знал Вито лично. Очень важно, чтобы Грузия была страной, где бы не было ненависти к людям. Не было расизма», – говорит один из участников акции Миша Тумасов.
Светлана Валькова была коллегой Виталия Сафарова:
«Это очень обидно, мерзко, трагично, поскольку речь идет об убийстве красивого, активного, доброго молодого парня 25-ти лет, который уже в своем возрасте много сделал и в сфере прав человека, и для сотен детей в лагерях толерантности, где он работал, и для общин – йезидской и еврейской. Я понимаю, что и для прокуратуры, и для суда это будет тяжелое дело, не только потому, что оно публичное, но и потому, что это первое дело об убийстве на почве ненависти, которое фактически должно стать прецедентным».
На скамье подсудимых двое: 20-летний Автандил Канделакишвили и 23-летний Георгий Сохадзе. Они обвиняются в групповом убийстве, совершенном на почве национальной нетерпимости. Оба побриты под ноль, у одного татуировка на черепе – паук и слово, в переводе с английского похожее на «Зло». На вопросы судьи отвечают односложно: «да», «нет», семейное положение – не женаты, образование – высшее неоконченное, виновными себя не признают.
Адвокаты обвиняемых сегодня потребовали изменить меру пресечения – отпустить их из предварительного заключения под залог в 10 тысяч и одну тысячу лари. Впрочем, судья Кетеван Джачвадзе приняла решение не делать этого, поскольку сочла, что есть риск того, что они могут скрыться, либо попытаться оказать давление на свидетелей.
Адвокат Автандила Канделакишвили – Зураб Бегиашвили настаивает на полной невиновности своего подзащитного и отрицает его участие в конфликте, который завершился убийством Виталия Сафарова:
«Никакого конфликта у него (Канделакишвили) с Сафаровым не было. На месте, где произошел конфликт, моего подзащитного не было. Соответственно, доказывать это придется стороне обвинения, мы не обязаны доказывать невиновность (...) Не было никакого конфликта на национальной почве. Не было никакого неонацизма. Это несоответствующее для грузин действие. Не было такого. Это попытка искусственно замарать государство. Мы защитим, в том числе, и достоинство нашей страны, ее толерантность. Канделакишвили не состоит в неонацистской организации и тем более не предпринимал никаких действий, руководствуясь какими-либо нацистскими мотивами».
Между тем адвокат второго обвиняемого – Леван Буадзе подтверждает, что Георгий Сохадзе был в баре, где завязался конфликт, и, более того, принимал в нем участие. Правда, к убийству, говорит Леван Буадзе, его подзащитный не имеет никакого отношения, как и к неонацистским организациям:
«Я тоже читал «Майн Кампф». Что, я теперь нацист?»
Расследование дела об убийстве Виталия Сафарова продлилось более полугода. За это время прокуратура дважды переквалифицировала обвинения. Вначале в убийстве был обвинен только Канделакишвили, чуть позже – в качестве отягчающих обстоятельств появилось словосочетание «на почве ненависти», а уже сейчас, в апреле, Георгий Сохадзе, который до этого проходил по статье 376-й о недонесении о преступлении, был также обвинен в участии в групповом убийстве.
Говорит Алеко Цкитишвили, глава Центра по правам человека:
«Убийство Виталия Сафарова – это одно из самых трагичных и ужасающих проявлений действий неонацистских групп. Важно, чтобы это дело было рассмотрено судом эффективно. Центр по правам человека – организация, защищающая интересы семьи, будет тщательно следить за этим процессом. Мы постараемся сделать все, чтобы прокуратура смогла защитить ту позицию, которая у нее есть сегодня: во-первых, это мотив ненависти в преступлении, а во-вторых, это - групповое убийство. Важно, чтобы суд вынес справедливый и объективный приговор».
Обвиняемым грозит от 13 до 17 лет лишения свободы. Следующее судебное заседание состоится 24 апреля.