1 апреля Мещанский районный суд города Москвы признал одну из организаций, возглавляемых Львом Пономаревым – РООССПЧ «Горячая линия» – виновной в нарушении порядка деятельности некоммерческой организации, осуществляющей функции иностранного агента. Судья Менделеева О.А. назначила «Горячей линии» штраф в размере 300 тысяч рублей за то, что «Горячая линия» не внесла себя в реестр иностранных агентов добровольно.
К «иностранным агентам» относят организации, получающие финансирование из иностранных источников и при этом участвующие в политической деятельности на территории России. В чем же, по мнению суда, заключалась политическая деятельность «Горячей линии»? Во-первых, в борьбе с распространением туберкулеза в российских пенитенциарных учреждениях. Во-вторых, в работе проекта «Против пыток в российских исправительных колониях». В-третьих, в защите подвергнутых пыткам фигурантов дела «Сети» и поддержке их родственников. Приводим отрывок из постановления суда:
Отдельно следует упомянуть эпизод с пикетами с требованием прекратить пытки – самая что ни на есть политическая деятельность, не так ли?
О том, что половина из вменяемых эпизодов вообще никак не относится к «Горячей линии», и существенная часть доказательств основана на деятельности ООД «За права человека», мы промолчим: достаточно и того, что борьба с туберкулезом и пытками в российских тюрьмах – это политическая деятельность в интересах иностранных источников. К слову, основным источником финансирования «Горячей линии» является Комитет ООН против пыток. Видимо, судья Менделеева забыла, что Россия является одним из учредителей Организации Объединенных Наций.
Мы, конечно, не согласны с решением суда и будем обжаловать. Тем не менее, мы вынуждены констатировать, что в настоящий момент мы поставлены в тяжелейшие условия, и деятельность наших правозащитных организаций под угрозой. Мы начинаем сбор средств и будем вам благодарны за пожертвования.
12 февраля 2019 года Минюст РФ принудительно внес Общероссийское общественное движение "За права человека" в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»
Мы не согласны как с самим законом, так и с принятым Минюстом решением.