Вечером 10 апреля дизайнер Илья Фришман, вернувшись домой, получил записку – соседка передала ее со словами, что приезжал следователь. В записке не было ничего, кроме номера телефона, фамилии следователя и места его работы – Центр противодействия экстремизму.
– Разумеется, я позвонил на следующее утро, – говорит Илья. – А вы бы не позвонили, если бы знали, что вас разыскивает полиция? Следователь стал меня убеждать подъехать на беседу, я отказывался, поскольку причин не знал, озвучить их он отказался, сказав, что разговор не телефонный. Более того, уверил меня, что пока я ничего не нарушил. С чистой совестью я отказался, посоветовав прислать повестку.
11 апреля следователь приехал сам, предварительно, впрочем, позвонив. Предъявил документы на имя майора полиции, которое Илья разглашать не хочет. Пригласил проехать с ним для дачи объяснений либо поговорить прямо у Ильи дома. На кухне майор сообщил, что Фришман нарушил статью 20.3. ч.1 КоАП РФ. "Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики", поместив у себя на страничке в сети "ВКонтакте" видео со свастикой, причем, еще в 2010 году.
– Абсурдность ситуации заключается еще в том, что пародия была показана в передаче "Большая разница" девять лет назад по первому государственному федеральному каналу, – удивлен Фришман. – Снята она по мотивам моего любимого сериала "Ликвидация": актер Сергей Бурунов в ней исполнял роль Штирлица в немецкой форме, с повязкой на руке и, конечно, со свастикой. Мне попался на глаза ролик, я сохранил себе запись "ВКонтакте", даже не выставив его на всеобщее обозрение.
Аргументы на майора не подействовали: он ответил, по словам Ильи, что это может увидеть какой-нибудь ветеран Великой Отечественной войны и обидеться. Тем более что реагировать он обязан, раз есть заявление. Составив протокол, майор тут же позвонил судье, и тот немедленно назначил заседание – 11 апреля, в 16 часов. Потом ушел, но ненадолго: сам, на личном автомобиле доставил Илью в Первомайский суд. Отсидел заседание до конца. Впрочем, оно длилось не больше часа. Фришман за недолгое расставание со следователем успел найти определение Конституционного суда РФ от 2013 года №253, что публичная демонстрация свастики, не связанная с её пропагандой, не может расцениваться как проявление экстремизма. Суд не принял его во внимание.
– Я стал объяснять, что негативно я отношусь к любому виду нацизма и фашизма, – говорит Илья. – Я еврей, вся моя семья пострадала от фашистов: прабабушка умерла в газовой камере концлагеря Хельмно (Польша), прадед умер в немецком гетто. Дед по материнской линии – герой-летчик, вместе с товарищами уже 22 июня отражал атаки фашистской Германии, награжден двумя орденами Красной Звезды, причем вторым – посмертно. Наверное, мои доводы подействовали, но только на размер наказания – суд назначил мне штраф в 1000 рублей. Услышав решение, я не выдержал и крикнул: "Да здравствует наш суд, самый справедливый и самый гуманный в мире". На что секретарь суда сказала, что судья поставлен в такие условия – закон на первом месте. Хотя мы все знаем, что в цивилизованных странах судьи разбираются в тонкостях дела и даже отменяют наказание. А у нас, выходит, они в роли палачей, есть обвинение, есть факт, даже неважно, насколько он абсурдный, значит, наказание неминуемо? Действительно, большая разница…
Зато судебно-полицейский сервис в Омске отличный: с записки следователя до решения суда не прошло и двух суток. Причем, следователь, говорит Фришман, сопровождал все это время подследственного "то ли как родного, то ли как опасного преступника" – практически не разлучаясь от объяснения до решения суда.
Илья Фришман – известный в Омске дизайнер, работал в одном из самых престижных в мире рекламных агентств McCANN, три года прожил в Израиле, имеет двойное гражданство. Кто написал на него заявление, он не понял, говорит, что занимается только своим делом, политикой интересуется постольку-поскольку. Впрочем, история эта его, скорее, изумила, чем напугала, и уезжать на ПМЖ в Израиль он не собирается. Равно как и подавать апелляцию. Гражданский активист Михаил Яковлев, организатор в Омске акций "За честные выборы", считает, что это напрасно. Пять лет назад он защитил товарища примерно от такого же нелепого обвинения: у него ВК стояла картинка императорских рублей с изображением свастики – они действительно существовали при Николае II:
– Расследовала Прокуратура Центрального округа, но дело закрыли потому, что мы пришли вместе, – рассказал Михаил Яковлев. – Товарища пытались убедить, что ему не нужен защитник, лучше сразу признаться, тогда наказание будет легче, но я решил защитить его интересы: ведь в нашем деле это просто исторический факт. Так же как у Ильи – художественный, и это не считается преступлением! Я считаю, что полицейские таким образом банально делают статистику и, конечно, им надо грамотно противостоять.