Уважаемые друзья, еще в январе 2019 года я послала в Минтруда письмо (основной текст ниже, весь текст здесь:
https://drive.google.com/file/d/1yItE9Vf0zkAnidIrMPN7LDieEF2tmLTJ/view?usp=sharing
Только сегодня, после моих многочисленных звонков, пришел Ответ Минтруда:
https://drive.google.com/file/d/1EWSLEUgdg7H70hZCKgNSGmVOJ98hGlVo/view?usp=sharing
Очередная отписка, Минтруда как бы не видит поднятые в письме вопросы о необходимости возвращения в Трудовой кодекс изъятых из него 12 лет назад положений, о практике Постановлений региональных властей, устанавливающих нищенские оклады работниками и 30-кратные доплаты госслужащим и т.п. По мнению Минтруда все у нас хорошо, процесс совершенствования зарплат идет. Про то, что нужно восстановить статью Трудового Кодекса о том, что оклад не может быть ниже МРОТ, ни слова.
Сам текст ответа тоже поражает своей "логичностью": во втором абзаце пишут, что Минтруда дает разъяснения, а в третьем - что ответ разъяснением не является. Может быть, юристы прокомментируют, что это значит (я хоть и кандидат наук, но не юридических, не понимаю своим слабым умишком).
Вот такое Минтруда и СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ((. Что дальше будем делать?
С уважением, Ирина Канторович
Текст письма без Приложений:
Прошу Вас инициировать создание в Правительстве РФ рабочей группы по выработке изменений законов, породивших уникальное явление нашей страны, по словам Ольги Голодец, - бедность работающего населения.
Вот эти законы, касающиеся окладов.
Что было. а) Согласно части 4 Ст. 133 Трудового Кодекса (далее - ТК) РФ: размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
б) Единая тарифная сетка (ЕТС). По ЕТС главная часть зарплаты работника – оклад, гарантированная часть зарплаты. Например, в 2009 г. оклад учителя высшей категории (13 разряд) составлял 11336 руб., учителя с ученой степенью (14 разряд) 12180 руб. (Приложение 1). (При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб.)
в) Оклады работникам в конкретных государственных и муниципальных учреждениях назначались в соответствии с ЕТС.
г) В 129 Ст. ТК. было законодательно закреплено традиционное определение МРОТ. Под минимальным размером оплаты труда (МРОТ) понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Что стало (по каждому пункту соответственно). а) Часть 4 Ст. 133 ТК РФ утратила силу с 1 сентября 2007 года. – Согласно Части 2, Ст.2 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
То есть законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
б) ЕТС в 2011 году ликвидирована окончательно и введено согласно п.2 Ст.144 ТК РФ понятие "базовые оклады (базовые должностные оклады)»[1].
Согласно этому пункту установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых тарифных ставок является полномочием Правительства РФ, однако они до сих пор не установлены. Стороны Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы взяли на себя обязательство в период действия данного соглашения лишь провести консультации о разработке нормативного правового акта Правительства РФ о базовых тарифных ставках. Более того, если в первоначальной редакции ч. 2 ст. 144 ТК РФ установление базовых окладов закреплялось в качестве обязательного, то теперь данная норма предусматривает лишь возможность их установления Правительством РФ. То есть законно Правительство РФ может их не устанавливать и в дальнейшем (что и есть на практике).
Вместо Правительства РФ базовые оклады сейчас устанавливают региональные власти[2]. В подавляющем большинстве регионов (возможно, во всех) базовые должностные оклады сейчас ниже МРОТ. Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 16 августа 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7000 рублей[3].
в) Конкретные размеры окладов на практике назначает работодатель государственного или муниципального учреждения. При этом размер окладов не может быть ниже базового должностного. Поскольку базовые должностные оклады согласно региональным Постановлениям грошовые, работодатель устанавливает в своем учреждении такие же грошовые оклады. Например, в Тюменцевской Центральной районной больнице Алтайского края в 2017 году оклады уборщика и подсобного рабочего - 2018 рублей, санитарки - 2181 рубль (Приложение 2). В статье «Бюджетники Каргополя вышли на митинг против резкого сокращения зарплат» опубликован документ с окладом работника образования в 2017 году 2750 рублей (Приложение 3).
Работодатель зачастую назначает оклады совершенно произвольно, под конкретных работников. Например, в московской школе для детей-инвалидов ГБОУ «Технологии обучения» (см. Приложение 4) актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб. и водителя - 46800 руб. (для занятия данных должностях высшее образование не требуется) выше оклада тьютора 33 336 руб. (работника с высшим педагогическим образованием). Оклад водителя в полтора раза выше оклада электрика и т.п. Все это совершенно не соотносится с Квалификационным справочником, но кто это контролирует?
г) Вопреки традиционным представлениям в науке трудового права и вопреки мировой практике традиционное определение МРОТ, которое было до 20 апреля 2007 г. закреплено законодательно в 129 Статье ТК РФ, было изъято из ст. 129 ТК РФ.
Почему это плохо.
1. Базовые оклады ниже МРОТ привели к практике установления окладов очень многим работникам ниже МРОТ, а также к тому, что оклад (гарантированная часть оплаты труда) даже если он выше МРОТ составляет меньшую часть зарплаты. Эта ситуация унизительна для работника, не дает ему возможность понимать, какова будет его итоговая зарплата, планировать свои траты и т.п. Имхо такой массовой практики, когда работник не знает, сколько он в итоге получит за работу (причем именно про бОльшую часть зарплаты не знает, сколько она составит в итоге) в истории человечества не было.
2. Низкая гарантированная часть оплаты труда делает работника очень уязвимым, зависимым от работодателя, юридически не защищенным. Кроме того, это создает для работника нездоровую мотивацию постоянно зарабатывать «баллы» для получения стимулирующих доплат: обычная работа оплачивается очень плохо (окладом). Особенно тяжелые социальные последствия этого процесса – действия работников МВД, заинтересованных в возбуждении все большего числа уголовных и административных дел и т.п. просто для того, чтобы побольше заработать[4].
3. Сейчас очень часто при устройстве на работу работнику предлагают подписать договор, в котором прописан только размер оклада, а стимулирующая часть равна 0, что также прописано в договоре. Все остальные обязательства работодателя о доплатах формулируются устно (например, уборщица подписывает договор с окладом меньше 3 тысяч рублей, а устно ей говорят, что в итоге она будет получать около 10 тысяч в месяц, см. об этом статью ZNAK «Как живет детская «фабрика несчастья»). Если работник начнет возражать, требуя, чтобы и размер стимулирующих ему вписали в договор, ему просто откажут в приеме на работу.
Одновременно по Определению Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22: «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вовсе не платить стимулирующие надбавки работнику. То есть любой рядовой работник, не «приближенный» к руководителю, может рассчитывать только на оклад (грошовый), даже через суд ему стимулирующие не заплатят.
3. Работодатель научился, обходя закон, платить работнику именно только оклад, даже если он ниже МРОТ. Способы борьбы с проверками у руководителя теперь тоже отработаны. Даже если он выплачивает работнику зарплату ниже МРОТ, поймать его и привлечь к ответственности практически невозможно. Как только в школу или больницу сообщается о проверке, администрация издает приказ о выплате стимулирующих и премий сотрудникам за «проверочный» период, и их суммарные доходы законно становятся выше МРОТ. А если они выше МРОТ, у правоохранительных органов уже нет поводов возбуждать уголовные дела: выплаты выше порога, установленного законом, и все выплачивается по Положению об оплате труда, утвержденному самим коллективом. Нарушений нет.
5.Практика установления окладов ниже МРОТ привела к тому, что работники Крайнего Севера и других «особых» регионов получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки[5]. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «в настоящее время правоприменительная практика исходит из того, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2016 года N 72-КГ16-4 и от 19 сентября 2016 года N 51-КГ16-10)».
6.Грошовый оклад ущемляет интересы работника и потому, что компенсационную часть зарплаты за особые условия работы труда считают именно исходя из оклада, а не зарплаты в целом.
Вывод: необходимо, чтобы Правительство РФ назначило базовые должностные оклады (согласно п.2 Ст.133 ТК), а также вернуть п.4 Ст. 133 ТК и устанавливать законодательно минимальный оклад (а не зарплату) в размере МРОТ. Об этом свидетельствует и предписание Конституционного суда РФ (см. П. 3 Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П[6]). Также необходимо вернуть в 129 статью ТК традиционное определение МРОТ.
26 января 2019 г. С уважением, И.В,Канторович
[1] П.2 Ст.144 ТК РФ: «Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп».
[2] К сожалению, пока не смогла найти законодательную норму такой практики.
[3] Назначая мизерные оклады работникам бюджетной сферы, региональные власти постоянно повышают зарплату себе (за счет «не использованных … остатков средств»). Например, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года N 136-ОЗ (с изменениями на 07.05.2018) предписывается: «Статья 6, п.1. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):…6) ежемесячного денежного поощрения - в размере 30 должностных окладов…».
[4] Одно из громких актуальных «дел» подобного рода - 18-летней художницы Дарьи Агений, которой грозит 9 лет тюрьмы. Дело заведено именно по просьбе «оперативников» (см. статью в «АиФ» от 5.12.2018 «Химчанку могут посадить за жёсткий отпор насильнику»).
[5] См. Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017 № 38-П.
[6] «П.3. Федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».