Заключение для Совета по правам человека подготовил руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан.
В заключении делается вывод, что уголовное дело в отношении Вячеслава Егорова подлежит прекращению. С учётом позиции Конституционного Суда в материалах дела отсутствуют обязательные элементы состава преступления, предусмотренного статьёй 212.1 УК. В конце марта суд рассмотрел жалобу адвоката активиста Марии Эйсмонт на постановление о возбуждении дела, приобщив к делу экспертное заключение СПЧ. Но суд встал на сторону следствия. Адвокат подала жалобу на решение суда, указав, что первая инстанция не дала оценку заключению.
Вячеслава Егорова, выступающего против мусорного полигона, обвиняют в неоднократном нарушении правил проведения митингов (статья 212.1 УК). В 2018 году на активиста были составлены четыре административных протокола. По четвёртому из них административное производство прекратили для того, чтобы возбудить уголовное дело. Поводом стала статья Егорова на «Яндекс.Дзене» с призывом прийти к суду, где должны были рассматривать административные дела Геннадия и Дмитрия Гудковых. В настоящее время активист находится под домашним арестом.
19 февраля Постоянная комиссия по свободе информации и правам журналистов Совета по правам человека утвердила заключение по этому делу. Его подготовил для Комиссии СПЧ руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. В заключении делается вывод, что в действиях Вячеслава Егорова отсутствует состав преступления.
Комиссия СПЧ напомнила о постановлении Конституционного Суда по жалобе Ильдара Дадина. В нём КС пришёл к выводу о том, что привлечение лица к уголовной ответственности по статье 212.1 УК возможно только в том случае, если нарушение правил проведения митингов повлекло за собой причинение реального вреда или угрозу такого причинения. Если неоднократное нарушение имело формальный характер, оно не может рассматриваться как представляющее криминальную общественную опасность.
«Конституционный Суд особо подчеркнул, что уголовное преследование лица на основании статьи 212.1 УК, мотивированное лишь неоднократностью совершения правонарушений, предусмотренных статьёй 20.2 КоАП РФ, выходит за границы конституционно допустимого уголовного-правового ограничения прав и свобод человека и гражданина», – отмечается в заключении.
Изучив постановление о возбуждении уголовного дела, Комиссия СПЧ пришла к выводу, что нарушение, вменяемое активисту, носит формальный характер, а возбуждение уголовного дела мотивировано исключительно неоднократностью совершения Вячеславом Егоровым правонарушений, предусмотренных статьёй 20.2 КоАП.
Составы трёх из четырёх административных правонарушений, составленных в отношении Вячеслава Егорова, касаются частей 2 и 5 статьи 20.2 КоАП. Конституционный Суд прямо указал, что составы этих частей не сопряжены с причинением или реальной угрозой причинения вреда. Таким образом, в действиях активиста отсутствует общественная опасность как обязательный элемент состава статьи 212.1 УК.
Кроме того, КС указал, что состав статьи 212.1 УК должен содержать умышленную форму вины. Комиссия СПЧ считает, что из содержания опубликованной статьи можно сделать вывод, что она была направлена на информирование общественности о времени и месте открытых судебных заседаний. В публикации не упоминается о намерении Вячеслава Егорова провести какое-либо публичное мероприятие. «Само по себе присутствие большого количества людей у здания Коломенского городского суда Московской области… никоим образом не свидетельствует о факте проведения публичного мероприятия, об организации…или участии в нём, а также о наличии у Егорова умысла на нарушение установленного порядка организации или проведения публичного мероприятия», – говорится в заключении. Таким образом, в действиях активиста отсутствует умысел как обязательный элемент состава статьи 212.1 УК с учётом её истолкования Конституционным Судом.
В заключении напоминается, что правовой смысл статьи 212.1 УК, выявленный КС, является общеобязательным, в том числе для органов предварительного расследования. А поскольку с учётом позиции КС действия активиста не содержат обязательных элементов состава статьи 212.1 УК, уголовное дело должно быть прекращено.
26 марта Бабушкинский районный суд Москвы рассмотрел жалобу адвоката активиста Марии Эйсмонт на постановление о возбуждении уголовного дела по статье 212.1 УК РФ. Перед вынесением решения суд приобщил к делу экспертное заключение СПЧ. Несмотря на это, возбуждение дела суд признал законным.
Адвокат Мария Эйсмонт сообщила, что на решение от 26 марта подана жалоба. «Основным доводом в ней остаётся незаконность возбуждения уголовного дела ввиду его очевидного противоречия обязательному для всех постановлению КС. В жалобе мы сослались также на заключение СПЧ: раз суд счёл его относящимся к рассматриваемому делу и приобщил к материалам дела, он должен был дать ему оценку, чего, к сожалению, не сделал», – рассказала она.
Адвокат добавила, что заключение СПЧ «можно и нужно использовать», даже если надежд на то, что оно поможет, не так много: «Я считаю важным, чтобы голос разума со стороны уважаемого экспертного сообщества звучал как можно чаще и настойчивей, даже если не все адресаты его сегодня слышат».