4 марта «Медуза» опубликовала расследование OCCRP об офшорной империи бывшего директора инвестбанка «Тройка Диалог» Рубена Варданяна. Статьи по материалам расследования также выпустили The Guardian, Suddeutsche Zeitung и другие ведущие мировые издания. На следующий день новости по следам этих расследований начали появляться по всей Европе. «Медуза» коротко рассказывает о первых последствиях расследования OCCRP.
Британский принц
Всего с 2005 по 2011 год через счета, подконтрольные «Тройке Диалог», прошло почти 4,5 миллиарда долларов. Средства, поступившие из разных источников (далеко не все они были прямо связаны с криминалом), затем распределялись по различным адресатам.
Как написала The Guardian, деньги от одной из офшорных структур, связанных с «Тройкой Диалог», получали благотворительные компании принца Чарльза. В период с 2009 по 2011 год компания Quantus, например, перевела на счет Фонда благотворительных организаций принца Уэльского в литовском банке Ukio 202 тысячи долларов. Как сообщает BBC News, эти средства были направлены на восстановление исторического поместья на юге Шотландии.
Австрийский банк
В материалах OCCRP говорилось о десятках офшорных структур, созданных «Тройкой Диалог». Согласно банковской информации, через них проходили деньги в том числе от фирм, которые фигурировали в уголовных делах об отмывании, обналичивании или нелегальном выводе из России миллиардов рублей. В частности, в расследовании сообщалось, что через офшорную империю «Тройки Диалог» выводились средства, полученные в результате незаконного возврата НДС для бывших компаний инвестфонда Hermitage Capital.
Как сообщает Bloomberg, после публикации расследования Hermitage Capital обратился в прокуратуру Австрии, заявив, что отмывать выведенные из России средства с криминальным происхождением помогал местный Raiffeisen Bank. Расследование по этому обращению пока не начато, но стоимость акций банка на Лондонской бирже 5 марта снизилась на 10,78%.
Московский Кремль
Конечными получателями средств из офшоров «Тройки Диалог» часто становились влиятельные люди в России — в том числе топ-менеджеры госкомпаний, родственники губернаторов и друг Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин. В 2007–2010 годах связанные с ним компании получили из офшорной системы «Тройки» 69 миллионов долларов.
5 марта официальный представитель президента РФ Дмитрий Песков заявил, что опубликованные в расследовании сведения не входят в повестку дня главы государства — заниматься такими вопросами должны соответствующие фискальные ведомства. «Обладая всеми необходимыми полномочиями, финансовые ведомства могут оценить подобного рода публикации на предмет достоверности или недостоверности», — заявил Песков.
Российский банк
В 2011 году «Тройка Диалог» была продана Сбербанку — крупнейшей финансовой организации в России. 50% Сбербанка контролирует государство, а его ценные бумаги торгуются на Лондонской бирже. Международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией Transparency International после публикации расследования OCCRP направила британским регуляторам обращение с призывом проверить обстоятельства поглощения Сбербанком «Тройки Диалог».
В Сбербанке заявили, что информация, опубликованная в расследовании, не имеет к нему отношения. «Факты, изложенные в статье, не имели и не имеют отношения к Сбербанку, — цитирует представителя банка РБК. — Упомянутые операции совершались со счетов компаний, которые никогда не входили в периметр сделки по покупке Сбербанком компании „Тройка Диалог“. Структуры Сбербанка не участвовали в сопровождении операций».
Скандинавские банки
В отмывании российских денег, помимо Raiffeisen Bank, подозревают целый ряд других финансовых организаций из Европы, прежде всего, скандинавских. Офшорные фирмы, связанные с «Тройкой», могли держать до 700 миллионов евро на счетах Nordea Bank. Он использовал свои филиалы в странах Балтии. Акции Nordea после выхода расследования OCCRP упали на 6,5%.
Через страны Балтии переводил деньги и датский Danske Bank. В сентябре 2018 года он признал, что переводы 230 миллиардов долларов, которые прошли через его небольшое эстонское отделение с 2007 по 2015 год, вызывают подозрения. Подозрительные транзакции на сумму в шесть миллиардов долларов зафиксированы между Danske Bank и шведским Swedbank — таким образом, он тоже может быть причастен к отмыванию средств. Основатель фонда Hermitage Capital Уильям Браудер обратился в полицию, прокуратуру и управление по борьбе с экономическими преступлениями Швеции с жалобой на Swedbank.
Газета Süddeutsche Zeitung сообщила, в свою очередь, что компаниям, связанным с «Тройкой», с 2003 по 2017 год перевели 889 миллионов долларов со счетов в Deutsche Bank. Именно он был банком-корреспондентом для эстонского филиала Danske Bank.
Британская школа
По данным газеты The Guardian, около трех миллионов евро получили с офшорных счетов элитные британские учебные заведения. Среди них школа Чартерхауз, которая в 2010 году приняла на учебу мальчика из России. Его родители выбрали необычный способ оплаты — через литовский банк Ukio, упомянутый в расследовании о «Тройке». Перевод пришел не от имени родителей ученика, а от компании Meister Developers Ltd, зарегистрированной на острове Сент-Люсия в Карибском море.
Как отмечает The Guardian, эта компания провела через банк Ukio сотни миллионов долларов, и значительная часть транзакций не вызывает подозрений. Но в 2016 году на ее счета поступило около 80 миллионов долларов от компаний, замешанных в схеме по выводу денег из аэропорта Шереметьево. Доказательств того, что родители ребенка, принятого в школу Чартерхауз, причастны к мошенничеству, нет.
Вилла пенсионерки
Один из эпизодов расследования OCCRP касается виллы 80-летней пенсионерки Анны Курепиной, получившей почти 15 миллионов евро в кредит от компаний из офшорной империи «Тройки». 11 миллионов из этой суммы она потратила на строительство виллы на побережье Коста-Бравы. Для получения кредита от нее не потребовали ни первоначального взноса, ни залога. В 2013 году банковские счета компаний, выдавших займ, были закрыты, деньги к этому времени возвращены не были.
Предполагается, что Курепина — родственница бывшего губернатора Самарской области Владимира Артякова. Антикоррупционный прокурор Испании начал расследование по факту покупки виллы на Коста-Браве.