Совсем недавно президент Путин посетил отчетную коллегию ФСБ РФ и огласил фантастические цифры: за год(!) ФСБ разоблачила 465 агентов спецслужб и 129 кадровых иностранных разведчиков. Еще год назад цифры «разоблачений» были значительно скромнее. Я не знаю, почему президент, работавший в УКГБ по Ленинграду, закончивший институт Андропова (нынешняя Академия внешней разведки) и имеющий опыт сотрудника ПГУ (головное подразделение разведки КГБ СССР) ведется на такие сказки.
Мне довелось более 10 лет работать в УКГБ по Москве, в том числе во 2-й службе(чистая контрразведка). В те времена наше УКГБ было крупнейшим контрразведывательным управлением КГБ СССР, в нем работало почти 5 тыс. офицеров в столице и столичной области. Крупнейшие оборонные институты, КБ, самые секретные предприятия и военные разработки — все это относилось к ведению Московского УКГБ. Я начал свою службу во времена В. Алидина, крутого генерал-полковника с богатой боевой биографией, на годы которого, как мне кажется, пришелся подъем работы контрразведки нашего Управления. Так вот, если мне не изменяет память, все УКГБ в год «брало с поличным» порядка 5-7 агентов западных спецслужб. И это тогда считалось ВЫДАЮЩИМСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ.
Потому что провал агента в любой разведке — тяжелое ЧП, которое случается, к счастью, далеко не каждый год. После любого провала в недрах разведки начинается мучительный «разбор полета», изучаются малейшие детали работы с разоблаченным агентом, предпосылки к его аресту, допущенные ошибки. Если это подстава — тогда вообще работают все аналитики, которые раскладывают по полочкам, как же их смогла обыграть контрразведка, несмотря на хитроумные проверки агента и контроль каждого шага всех, кто с ним работал. После провала разведка порою НА ГОДЫ прекращает активные операции в стране, перенося связь со своей агентурой на другие территории или делая ее полностью обезличенной.
А тут — 465 провала? Неужели против нас работают конченные дебилы? Да руководители всех разведок мира обязаны после этого просто застрелиться, если они вообще офицеры! Нужно понимать, что 90 с лишним процентов агентов разведок никогда не разоблачаются контрразведками, иначе бы разведка просто не смогла бы вербовать: кто же захочет гарантированного ареста и долгого гниения в тюрьме? А тут еще вдогонку — 129 (!) кадровых разведчиков, «спаленных» в России за год. У меня тихое подозрение, что это практически общее количество сотрудников всех резидентур стран НАТО, работающих в России под прикрытием.
Теперь еще одно профессиональное наблюдение. По любому провалу агента, особенно когда с поличным берут его связного «дипломата» (сотрудника резидентуры), следует нота МИД, заявление Правительства, объявление разведчика персоной нон-грата с требованием покинуть Россию в 24-72 часа. Помните, кинофильм (довольно достоверный) «ТАСС уполномочен заявить»? И где же эти громкие заявления, которые должны были звучать в 2018 г. почти 2 раза в день, включая праздничные и выходные дни? Вы помните такое? Я — нет. Ну, было 2-3 раза, плюс взаимные высылки дипломатов (чаще всего они же и разведчики, но это не заслуга контрразведки, а результат обострения политических отношений между странами). Или мы перешли на «тихое разоблачение» и секретные высылки этих самых 129 разоблаченных разведчиков? Хотелось бы понимать методику ФСБ лучше.
Впрочем, есть два варианта самого простого объяснения этой фантастической статистики. Первое: агенты Запада уже мерещатся ФСБ на каждом углу. Типа исторической отрыжки сталинского режима, когда «враги народа» оказывались еще одновременно и агентами 5-ти разведок. Ведь говорит президент, что Россия — в кольце врагов, вот и развивается в спецслужбах паранойяльный синдром обнаружения сотен вражеских агентов, заглядывающих ночами в каждое окно.
Второй вариант еще хуже: агентами западных разведок ... назначают. Как уже назначают в России депутатами, мэрами, губернаторами. Можно заявить, что вся оппозиция, независимые журналисты, правозащитники — установленные агенты. Да что мелочиться, шпионы — «экстремисты» из числа блогеров, пользователей соц-сетей, допускающих неправильные ретвиты и репосты, сотрудники «нежелательных»
организаций и т.д. Если так, то в следующем году цифра ~ 600 (475 агентов + 129 разведчиков) будет легко доведена до 1000 и даже больше. Ведь теперь любая критика власти и расследование преступлений ее должностных лиц будет считаться уголовным преступлением, совершаемым, козе понятно, по прямому наущению западных эмиссаров.
Ну, а если серьезно, то в условиях полного отсутствия независимого аудита деятельности ФСБ, МВД, СКР и прочих аббревиатур и их полной непрозрачности можно удивлять мир любым количеством «побед». Правда, не могу не вспомнить по этому поводу старый анекдот. Пожилой муж (70+) приходит к сексопатологу, жалуется, что не может с женой чаще пары раз в месяц. Врач удивляется: «Ну, так в Вашем возрасте это даже очень неплохо, почему это Вас так волнует?»
«Да сосед-ровесник говорит, что у него чуть ли не три раза в неделю» — отвечает дед. «Ну и ты говори! Кто ж проверит?»
Может, наш президент просто не слышал этот анекдот?