В Челябинске готовится акция протеста с целью привлечь внимание к проблеме жертв мошенницы, которой оказалась мать депутата Курчатовского районного совета от «Единой России» Виктора Шангрикова — Татьяна Сурина. Женщина, являясь директором в компании «Лидер», привлекала деньги от населения под развитие некоего бизнеса. Причем в схеме были задействованы более десятка банков, так как гражданам предлагалось брать кредиты, чтобы инвестировать в бизнес Суриной.
Еще в ноябре 2017 года Татьяна Сурина была осуждена в составе группы лиц по статье 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Ущерб от действий фирмы, возглавляемой Суриной, был оценен в 30 млн рублей, но она получила довольно мягкий приговор — 2,5 года условно. Все, что удалось найти силовикам, чтобы компенсировать ущерб, — это два автомобиля (Ford Focus и ВАЗ-21093) и земельный участок в Миньяре.
Сейчас Татьяну Сурину пытаются привлечь к ответу те, кто оказался за пределами этого уголовного дела в отношении матери депутата. По словам пострадавших, многие понятия не имели, что в такую ситуацию попал кто-то еще, и просто не знали, как действовать.
По данным Znak.com, летом прошлого года в районном отделе полиции «Тракторозаводский» в Челябинске было возбуждено уголовное дело о мошенничестве по заявлениям нескольких пострадавших.
Одна из жертв Полина может лишиться квартиры, которую заложила ее мать Наталья, активно дававшая в долг Суриной.
«Я познакомилась с Татьяной Суриной в 2014 году, — рассказывает пострадавшая из Челябинска Наталья. — Мы встречались в лобби отеля „Видгоф“. Татьяна была окружена молодыми людьми, рассказывала о проекте, о том, что они очень нуждаются в средствах до прихода крупного инвестора (август того же года) и что пока она готова взять деньги в долг под 10% в месяц. Никаких вложений в проекты и долгосрочную перспективу я не рассматривала. После долгих уговоров и с учетом того, что один из знакомых мне сотрудников Суриной уже занимал у дочери деньги для Суриной и все вернул, я дала 250 тыс. рублей на три месяца. Убедительно просила не задерживать. Была составлена расписка-договор. Деньги я передала Татьяне Суриной при свидетелях, включая мою дочь. Через полмесяца я узнала от дочери, что её уговорили взять кредиты в банках (200 тыс. рублей и 100 тыс. рублей) и передать эти деньги на тех же условиях».
Когда пришло время отдавать долг, дочери Натальи заявили, что у компании временные трудности.
При этом беседа опять же проходила в дорогом офисе в отеле «Видгоф».
«Сурина обратила мое внимание на то, что этот офис содержит ее сын, Виктор Шангриков, — вспоминает пострадавшая. — Он же, по ее словам, возглавляет службу безопасности их предприятия, которое входит в „президентскую программу“ и курируется депутатами Госдумы. Сурина также подчеркивала, что их поддерживают влиятельные люди, что ее сын Виктор является председателем совета депутатов Курчатовского района Челябинска (это не так, Шангриков — обычный депутат — прим. ред.). Помимо того, что сын — депутат партии „Единая Россия“, он ещё и входит в Международную полицейскую ассоциацию, является членом Национального антикоррупционного комитета».
Интересно, что сама Татьяна Сурина никакие документы не подписывала, это делали сотрудники компании «Лидер». Наталья занимала у знакомых, чтобы одалживать фирме Суриной. Когда пришло время расплачиваться, ей предложили схему с залогом квартиры, в которой живет дочь. Но когда бумаги подписали, выяснилось, что это был договор купли-продажи. И сейчас формальный покупатель требует жилье себе.
«Он уже выиграл суд, — говорит Полина, — есть исполнительный лист, меня выселяют. На днях будет очередное заседание, на котором я попрошу суд отложить исполнение решения. Если мне не пойдут навстречу, меня выгонят из дома».
По данным Полины, новых жертв схемы может быть до 50 человек: они одалживали от 100 тыс. рублей до 5 миллионов. Некоторые из них стали обращаться в органы только сейчас, спустя несколько лет.
«Я сама не понимала, что делать, пока не наткнулась в интернете на информацию о такой же истории, там был телефон следователя, — рассказывает Полина. — К тому времени первое дело уже было в суде. Поэтому нам пришлось начать весь путь с начала».
Люди принесли в полицию договоры, расписки, аудиозаписи переговоров. После череды отказов и перемещений материалов из района в район уголовное дело все же было возбуждено. Но часть людей пока не признаны потерпевшими.
Юристы считают, что шанс вернуть свои деньги у людей появится только в случае уголовного преследования Татьяны Суриной.
«Гражданские иски на возмещение ущерба и по возврату имущества нужно подавать в рамках возбужденного уголовного дела, — говорит руководитель юридической компании „Статера“ Ирина Трякшина. — Когда будет обвинительный приговор, потерпевшим присудят и возмещение ущерба. Всё рассматривается в рамках одного дела и одним судьей в отношении обозначенного круга лиц. В рамках уголовного дела можно наложить арест на имущество, выбывшее из собственности, чтобы на период расследования дела можно было предотвратить его перепродажу. Следователь может выходить с ходатайством и наложить арест на регистрационные действия, чтобы не появились добросовестные приобретатели. Это очень важно».
Депутат Курчатовского районного совета Челябинска от «Единой России» Виктор Шангриков формально в схемах не участвовал. Но, по словам пострадавших, присутствовал во время бесед с ними, а также постоянно упоминался в качестве некоего гаранта возврата кредита. Депутат с 2012 года работает в Челябинском региональном общественном фонде «Социальный фонд развития Челябинской области» Вячеслава Ершова (председатель райсобрания, — прим. ред.). Пострадавшие просили партийное руководство повлиять на депутата.
Но запрос секретарю челябинского отделения «Единой России» Владимиру Мякушу был спущен в город — председателю думы Станиславу Мошарову. Тот расписал письмо работодателю Шангрикова — Вячеславу Ершову. Последний ответил, что провел проверку и основания для партийного реагирования не нашел.
Сейчас, по информации пострадавших, Виктор Шангриков вместе с семьей переехал в Сочи.