ФСБ и МВД выступили против введения «пыток» в Уголовный кодекс в качестве нового состава должностного преступления, посчитав такую статью «избыточной». Об этом сообщается в отзыве спецслужбы на рекомендации Совета по правам человека.
По мнению спецслужбы, соответствующее деяние может быть квалифицировано по пункту «д» части 2 статьи 117 УК (истязание с применением пытки) или по пункту «а» части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия).
В МВД выразили схожую позицию, перечислив статьи Уголовного кодекса, которые, по мнению ведомства, «в полной мере» квалифицируют деяния, соответствующие понятию «пытки».
ФСБ также выступила против создания единой базы данных о задержанных, в которой близкие подозреваемого или обвиняемого, а также адвокаты и члены Общественных наблюдательных комиссий могут узнать о его местонахождении.
По мнению ФСБ, это позволит получать информацию людям, не имеющим отношения к расследованию дела и заинтересованным в его исходе, в том числе причастным к совершению преступления. Отдельно ведомство отмечает, что такая база может создать угрозу безопасности страны в случае дел о государственной измене или шпионаже.
В сентябре 2018 года СПЧ провел 64-е специальное заседание, посвященное вопросам соблюдения принципов открытости и законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Отдельным пунктом совет рекомендовал ввести новый состав преступления «пытки», чтобы привести российское уголовное законодательство в соответствие с Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Комитет ООН против пыток несколько раз рекомендовал России ввести отдельную статью о пытках, но власти игнорируют это и указывают на наличие статьи «истязание».
«Получается, что Российская Федерация не способна разъяснить, как наказывают за пытки. Это довольно печальный вывод. Поэтому еще раз повторяю свою рекомендацию криминализовать пытки. Мы не знаем, как вы наказываете за эти случаи, да и вы сами не знаете, получается», — говорил на последней сессии российской делегации председатель комитета ООН против пыток Йенс Модвиг.