Конституционный суд РФ дал новое толкование положениям Налогового кодекса РФ об определении налоговой базы, разрешив налогоплательщикам выбирать более выгодный для себя режим расчета имущественного налога (репортаж о рассмотрении этого дела на заседании КС читайте на Legal.Report здесь).
В КС с жалобой на неконституционность ст. 402 НК РФ (налоговая база) обратилась жительница Барнаула. Женщина в 2013 году купила дом на окраине города для проживания в нем с тремя детьми и ведения личного подсобного хозяйства. В 2016 году ей начислили налог на имущество в размере 47 572 руб. Налог был рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости дома. Женщина попыталась добиться перерасчета налога исходя из его кадастровой стоимости и, соответственно, более низких налоговых ставок (по ее расчетам, в этом случае налог равнялся бы 2873,74 руб.). Однако суды отказали ей, поскольку в Алтайском крае не было принято решение о переходе на определение налоговой базы на основе кадастровой стоимости недвижимости (регионы должны определиться с датой перехода на новый режим расчета налогов до 1 января 2020 года).
Владелица дома обратилась в КС, считая, что положения НК РФ противоречат конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности, поскольку при равных обязанностях налоговая нагрузка на равноценное имущество может многократно различаться лишь в зависимости от региона, где находится недвижимость.
КС, рассмотрев дело, указал, что целью внесенных в 2014 году в Налоговый кодекс изменений, регламентирующих уплату налога на имущество физических лиц, было приближение оценки недвижимости к рыночной стоимости и обеспечение более справедливого распределения налогового бремени. Законодатель правомерно установил переходный период для адаптации граждан к вносимым изменениям, закрепив за субъектами РФ полномочия по установлению порядка определения налоговой базы.
Между тем налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости недвижимости, не может быть существенно (в том числе многократно) больше, чем рассчитанный по его кадастровой стоимости. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах страны, где используется кадастровая стоимость, которая к тому же может быть установлена по решению комиссии (суда), в размере рыночной.
Законодательство РФ не исключает определения кадастровой стоимости конкретного объекта до завершения в регионе общей кадастровой оценки недвижимости. Поэтому, чтобы избежать несправедливого налогообложения имущества граждан, для расчета налога может применяться уже установленная в субъекте РФ для этой недвижимости кадастровая стоимость, даже если она официально еще не используется в регионе для целей налогообложения. Если кадастровая стоимость объекта еще не определена, то по решению суда либо налогового органа для расчета налога возможно применение рыночной стоимости недвижимости.
Таким образом, в ходе разрешения возникшего спора налогоплательщик вправе требовать от налогового органа использования для расчета налога на имущество сведений о кадастровой (рыночной) стоимости имущества и соответствующего размера налоговой ставки. При этом, отметил КС, не предполагается применение понижающих коэффициентов, установленных во избежание резкого роста размера налога из-за перехода на новую схему расчета.
Положения НК признаны не противоречащими Конституции РФ. Решения по делу заявительницы, принятые на основании иного истолкования норм Налогового кодекса, подлежат пересмотру в установленном порядке.