В России в отношении псковской журналистки Светланы Прокопьевой возбуждено уголовное дело за критические комментарии о самоподрыве в архангельском УФСБ в октябре прошлого года, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Также оштрафованы «Эхо Москвы в Пскове» и местный информресурс, разместившие материал с этими комментариями.
Если ей будет предъявлено обвинение, за «оправдание терроризма» Прокопьевой грозит до семи лет лишения свободы. Российские власти должны немедленно прекратить дело и не допускать использования антитеррористического законодательства для подавления свободы слова.
«Светлана Прокопьева не совершала никакого преступления», - говорит Дамеля Айтхожина, исследователь Хьюман Райтс Вотч по России. – «Возбуждая против нее уголовное дело и штрафуя СМИ, с которыми она сотрудничала, российские власти показывают журналистам, что не потерпят никакой критики того, как власти реагируют на предполагаемые террористические или экстремистские проявления».
Прокопьева – внештатный корреспондент в Пскове для Радио Свобода и радиостанции «Эхо Москвы».
6 февраля вооруженные полицейские в масках несколько часов обыскивали ее квартиру, и изъяли телефон, компьютер и документы. Саму Прокопьеву доставили в отдел и допросили, после чего отпустили. И обыск, и допрос проходили в присутствии ее адвоката. В тот же день «осмотр места происшествия» был проведен в студии «Эха Москвы в Пскове».
7 ноября 2018 г. Светлана Прокопьева в своей передаче на «Эхе Москвы в Пскове» обсуждала октябрьский теракт в Архангельске, где 17-летний подросток совершил самоподрыв на входе в здание местного УФСБ. В результате сам он погиб, несколько сотрудников ФСБ получили ранения. За несколько минут до этого в одном из открытых Telegram-чатов появилось сообщение от пользователя под ником о том, что он намерен совершить террористический акт, потому что ФСБ «фабрикует уголовные дела и пытает людей».
Хьюман Райтс Вотч прослушала аудиозапись той радиопрограммы Прокопьевой, а также изучили его текстовую версию. Журналист отметила, что тот молодой человек «родился и вырос в путинской России», в условиях репрессивного государства, в котором политический активизм практически невозможен фоне ограничения гражданских и политических прав. По мнению автора, «безжалостное государство произвело на свет гражданина, который сделал смерть своим аргументом». Она выразила надежду, что он исключение.
Светлана Прокопьева также отметила, что в сегодняшней России гражданин беззащитен перед репрессивной машиной государства и что «хватит и малейшей формальной зацепки, чтобы человека затащило в жернова судопроизводства». Она заявила Хьюман Райтс Вотч, что то, что что «яркой иллюстрацией» этого служит и нынешнее дело против нее. «Я как в страшной сказке», - говорит она.
Эфир передачи был размещен на сайте «Эха Москвы в Пскове», текстовая версия также была опубликована «Псковской лентой новостей». В начале декабря Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) вынесла обоим СМИ предупреждение о наличии в материале «оправдания терроризма», после чего материалы были ими удалены. 6 февраля мировой суд в Пскове оштрафовал «Эхо Москвы» на 150 тыс. рублей за «производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм». 7 февраля тот же суд по той же статье оштрафовал учредителя «Псковской ленты новостей» на 200 тыс. рублей.
6 февраля также прошел «осмотр места происшествия» в студии «Эха Москвы в Пскове», были изъяты некоторые файлы с компьютера Прокопьевой.
Светлана сообщила Хьюман Райтс Вотч, что 7 февраля ее снова допрашивали в полиции. С нее и с ее адвоката взяли подписку о неразглашении информации по делу.
Обвинение Прокопьевой пока не предъявлено, она находится в статусе подозреваемой в деле, возбужденном по части второй статьи 205.2 УК (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет").
Свобода выражения мнений относится к числу основополагающих прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Европейской конвенцией по правам человека и Международным пактом о гражданских и политических правах. Россия является участником обоих данных договоров. При этом, международное право требует, чтобы любые ограничения свободы слова были необходимыми и соразмерными. Несоблюдение этого требования означает нарушение Россией ее международно-правовых обязательств, а действия государства в отношении Прокопьевой и СМИ, которые размещали ее комментарии, нарушают право на свободное выражение мнений, отмечает Хьюман Райтс Вотч.
Комитет ООН по правам человека в 2011 г. указывал, что «такие правонарушения, как … "оправдание" терроризма, должны иметь четкие определения для гарантии того, что их применение не ведет к неуместному или несоразмерному вмешательству в осуществление права на свободное выражение мнений. … В связи с этим журналисты не должны подвергаться наказаниям за то, что они законно выполняют свои функции». Аналогичной позиции придерживается и Европейский суд по правам человека, который, отмечая трудность борьбы с терроризмом, подчеркивает, что журналистов нельзя преследовать за освещение или комментирование проблем терроризма, если в этом не содержится призывов к насилию, вооруженному сопротивлению или мятежу, а также ненавистнических высказываний.
«Называть комментарии Светланы Прокопьевой оправданием терроризма неразумно и несправедливо, - говорит Дамеля Айтхожина. – Российские власти должны перестать изобретать способы уклоняться от демократических дебатов с помощью запугиванию и подавления свободы слова».