Тысячи россиян сегодня по разным причинам оказались в своей родной стране без гражданства и без всяких прав. Об этих людях, а также о тех, кто пытается помочь своим попавшим в беду соотечественникам рассказывает новый проект Агентства новостей ТВ-2 (Томск) "Натурализация"
Томич Валерий Галактионов 23 года провел в Армении. Он не смог вернуться на родину после военной службы по контракту. Потерял советский паспорт и другие документы, попал фактически в рабство: пас овец за еду. Консульство России в Армении помочь ему отказалось. В Томской области у Валерия продолжали жить отец и мама, сестра и братья, бывшая жена и сын.
В начале 2017 года Валерия нашли и помогли вернуться в Россию активисты организации "Альтернатива". 11 февраля 2017 года в томском аэропорту Валерия встречали родители. "Я так долго тебя ждала" – это были первые слова матери.
Сейчас Валерий живет в селе Плотниково, в родительском доме. Через полгода после освобождения он смог получить российский паспорт. По нынешним временам это удача, учитывая тот факт, что в 90-е годы военное ведомство в документах у Валерия допустило ошибку в отчестве. По возвращении в Томск ему пришлось доказывать факт своего существования и что он Петрович, а не Павлович.
– Мы не сразу узнали, что его не выпускают в Россию из-за ошибки в документах, – рассказывала тогда Надежда Галактионова. – Мам, говорил он мне, ты делаешь запрос на Петровича, а я здесь до обеда Петрович, а после обеда Павлович. Связь поддерживали постоянно. Не звонил он только, когда пас скот в горах. Там связи, наверное, не было. Высылала постоянно деньги ему в Армению. Он пробовал даже убежать, но на границе его разворачивали. Мы везде обращались за помощью: в областной и городской военкоматы, в военную прокуратуру и в программу "Жди меня".
Родные Валерия пытались вернуть его на родину. Обращались во все инстанции. Но помощи никто им не оказал. Единственная справка, которую удалось получить семье Валерия за 23 года, что в 1995 году Валерий Павлович (не Петрович) Галактионов проходил военную службу по контракту в военной части в городе Гюмри, что он уволен в запас и направлен в Томск: "Убыл 3 апреля самолетом в Таганрог". Однако ни в какой Таганрог Валерий не убывал. Все это время он провел в Армении.
Только в феврале 2017 года активистам правозащитного движения "Альтернатива" удалось получить документы, благодаря которым Валерий Галактионов смог вернуться домой в Томск. Нашла активистов в сети бывшая жена – Валентина Рудой.
– Валерий в очередной раз, летом, позвонил своей матери, плакал, говорил, что хочет домой, – рассказывала тогда Валентина Рудой. – А я с бывшей свекровью держу связь. Я сама мама, думаю, посмотрю, может, помогу. Нашла группу "Альтернатива", они занимаются вызволением людей из рабства. Начали общаться, документы выслали, какие были. И вот то, что не могли сделать власти, сделали волонтеры. А эти органы власти только бумажки пересылали.
Ни Валерий Галактионов, ни его родные, ни активист движения "Альтернатива" Алексей Никитин так и не смогли понять, почему никто из чиновников не помог восстановить утраченные документы. Ведь в итоге весь процесс получения свидетельства о возвращении на родину занял две недели.
В Томске Валерию Галактионову смогли сделать российский паспорт за полгода. Хотя в справке на въезд в Россию теперь уже работники российского консульства допустили ошибку. Вместо Галактионов написали Галактинов.
– Я пришел в паспортный стол Советского РОВД. Со мной пришли моя мама, брат, тетя Маша. И тут выясняется, что никаких данных о нас вообще в полиции не сохранилось. Как будто нас тут до 90-го года вообще не было. Был развал Союза, бардак, и данные утерялись. В военкомате ничего. В Томске мы жили в переулке Смоленский – ничего. Я принес документы, что учился в Томске в ПТУ, и старые водительские права. Так что в суд идти не пришлось. Смогли так восстановить меня в гражданстве, и я смог получить российский паспорт, – рассказывает Валерий.
Движение "Альтернатива", активисты которого помогли Валерию вернуться на родину, – общественная организация, борющаяся с современным рабством. На сайте protivrabstva.ru сказано: "Альтернатива освобождает людей по России и миру из всех форм рабства: трудового, сексуального, "нищенского" и других..."
Олег Мельников – создатель и руководитель движения "Альтернатива", в 2011 году помог другу в вызволении родственника из рабства в Дагестане, с тех пор количество освобожденных перевалило за тысячу.
– У нас, наверное, каждый десятый случай – это люди, которые не имеют гражданства или его невозможно подтвердить, – рассказывает Олег Мельников. – Одна из последних историй: гражданин России по правопреемственности, на момент, когда он пропал, у него был еще паспорт СССР. Это было в 1993–94 годах. Нашли его на территории Украины, в Харьковской области, сравнительно близко от российской границы. Он там пас овец. Документов не было, ситуация безвыходная. Он не думал вообще, что кто-то его ищет. Он хотел оттуда уехать, но у него даже денег не было. Он ходил в консульство России на протяжении десяти лет, но ему там заявляли, что ничем помочь не могут, что они не могут установить его личность. Единственное, что на руках было, – он сохранил билет, по которому приехал из Астраханской области. Паспорт у него еще тогда отобрали на границе сотрудники украинской милиции. Так и не вернули.
Сначала хотели получить с него деньги, но денег не было, и они просто продали его местному фермеру. Консульство России могло сделать соответствующие запросы, но они, видимо, решили не усложнять себе лишний раз жизнь. Как, собственно, и с Галактионовым было. В его случае консульство России в Армении тоже могло войти в положение, и ему могли бы выдать справку о возвращении на родину. Но они этого тоже в свое время не сделали.
После общения с тем или иным человеком почти всегда можно понять, врет он или нет, является ли он гражданином России или нет, жил ли он в том регионе, про который говорит, или не жил. В таких случаях очень часто есть возможность при подтверждении двумя свидетелями получить свидетельство о возвращении на родину, если человек находится за границей. Так мы и стараемся делать.
Исключение – когда девушек насильно удерживают на Северном Кипре. Они не совсем лица без гражданства, у них уже был российский, украинский или белорусский паспорт, просто его у них отняли. В Северном Кипре дело осложняется тем, что там нет ни одного консульства или представительства никаких стран, кроме Турции. Это остров, и физически оттуда уехать сложно. Где-то можно попытаться пересечь границу, но тут ты ее просто не переплывешь. Девушек туда зовут якобы работать хостес в гостиницах или официантками. В итоге отбирают документы и заставляют заниматься проституцией. Когда мы обращаемся в консульство России в Южной части Кипра, они говорят, у нас на сайте висит предупреждение, что нежелательно посещать данную непризнанную территорию, и все. Так что нам, например, приходилось договариваться и нелегально вывозить этих девушек в Турцию и уже там получать в консульстве утерянные документы. Раз в три месяца двух-трех девушек мы оттуда вызволяем.
Лица без гражданства, с которыми мы сталкиваемся, – это обычно пропавшие и попавшие в плен в 90-х годах. Очень часто этих людей ждут родственники, которые потом помогают в восстановлении паспорта.
"В 2000 году Юрий 58 г.р. уехал на заработки из Украины (Луганская обл.) в Краснодарский край, имея на руках лишь советский паспорт. При невыясненных обстоятельствах он утерял документы и оказался на нелегальном положении в качестве лица без гражданства. С тех пор Юрий скитался по различным сельхозхозяйствам в Краснодарском крае. Где-то, по его рассказам, Юрия принуждали к бесплатному труду, где-то он работал за еду или небольшие деньги... За помощью в движение "Альтернатива" обратилась дочь Юрия. 23 декабря волонтер "Альтернативы" вместе с сотрудниками местной полиции приехали на ферму, чтобы забрать пострадавшего. Его вывели к воротам фермы неизвестные работники и передали его прибывшим. После Юрия отвезли в Ростов-на-Дону и поселили в одном из местных приютов. Здесь он будет жить, пока идет процесс восстановления документов, в чем движение "Альтернатива" планирует пострадавшему помогать".
Информация с сайта движения "Альтернатива".
– Вы отслеживаете судьбу тех, кого вызволили из рабства, после того как удалось вернуть их домой? Как быстро им удается получить российское гражданство?
– В разных случаях по-разному. Обычно уходит около года- полутора. Но наблюдать мы сейчас не очень можем за всеми этими людьми. Мы просто не успеваем все делать. Для понимания, у нас на очереди в данный момент человек 40 стоят на освобождение. В Бахрейне застряли две девушки, которых мы освободили. Но им еще штрафы нужно заплатить по 2000 долларов. Мы сейчас находимся в поиске денег.
– Я видела на сайте, что вы собираете на свою деятельность пожертвования. Пожертвования и волонтеры – это то, за счет чего вы существуете?
– К сожалению, нет. Наши пожертвования – это 5–7 процентов от того, что нам приходится тратить. Все остальное – прибыль от моего бизнеса. У меня есть завод по производству технических газов, сухого льда и жидкого азота и завод по переработке мусора.
– Просто когда вы сказали "к сожалению", первое, что пришло на ум, что вам помогают иностранные организации, а наше государство сейчас эту форму поддержки старается пресечь, отсюда НКО – иностранные агенты и т. д.
– Мы ни одного гранта в жизни не получали. В России их не дают, а заграница – ну, мы со своими проблемами, наверное, сами должны разбираться.
– Сколько уже людей вы вызволили из плена?
– Более тысячи человек мы спасли из плена. И этот поток растет. Раньше был один случай в неделю. Сейчас два случая в день бывает. И более 2000 человек помогли вернутся на родину из тех, кто не находился в плену.
География мест, откуда приходится людей из плена вызволять, примерно 50 на 50 – за пределами России и территория России. В России это не только Кавказ, это и Москва, и Екатеринбург, Ставропольский край, Санкт-Петербург и Тверская область, где есть нелегальные пилорамы, и там удерживают людей фактически в плену.
– Есть аналогичные вам организации за рубежом?
– Насколько мне известно, мы единственная в мире подобная организация. Нам в свое время давали благодарности от ООН, ОБСЕ, Совета Европы за нашу деятельность. Мы же не только на территории России действуем. Но при этом нам никто никогда не помогал. С этим лучше смириться и спокойно продолжать жить. Будешь размышлять, почему никто не помогает, в депрессию впадешь!
– Это у вас какая-то личная история, почему вы этим занялись?
– Кроме как назвать, что я вляпался в это, никак больше не сказать. В 2011 году у меня один друг сказал, что его родственника держат в рабстве на кирпичном заводе в Дагестане. Я не поверил, но поехали туда и все подтвердилось. Думал сначала, что недельку этим позанимаюсь, потом – что месяц, потом до конца года, и так восьмой год. А поток, кому нужно помочь, не иссякает.