Сегодня, 13 декабря, в Уральском окружном военном суде продолжилось слушание дела Алексея Короткова, одного из членов тюменской банды убийц и грабителей, большая часть членов которой служила в Тюменском региональном управлении ФСБ. Как сообщает корреспондент Znak.com, судья Игорь Ключиков зачитал характеристики и выслушал прения сторон.
Процесс начался около 11 часов, с опозданием на час. По словам Игоря Ключикова, задержка была связана с поздним прибытием конвоя, который доставил обвиняемого. Сам Коротков ходил из стороны в сторону в стеклянном «аквариуме», глядя в пол и нервно сжимая челюсти: в темной одежде, коротко стриженный, небритый, с колючим цепким взглядом. Перед началом слушаний судья предупредил, что съемка запрещена. Он также зачитал ходатайство потерпевшей, которая просила провести заседание без ее участия.
Дело Короткова было выделено в отдельное производство, оно слушается особым порядком. Обвиняемый активно сотрудничал со следствием, признал свою вину и дал показания на сообщников. Кроме того, из-за того, что Коротков служил в ФСБ и имел доступ к государственной тайне, ряд материалов о нем находятся под грифами секретности и в публичном процессе их зачитывать нельзя.
После того как формальности были соблюдены, Коротков сел на скамью в своем «аквариуме» и уставился в пол: в такой позе он провел почти все заседание, лишь иногда поднимая глаза на судью и вставая со скамьи, когда этого требовал протокол: например, чтобы ответить на вопросы председательствующего.
Само слушание проходило в два этапа. В ходе первого судья зачитал характеристики и другие документы, которые позволили бы лучше понять личность лейтенанта Короткова. Вторым этапом были прения сторон — гособвинения и защиты.
Склонен к силовым решениям даже при наличии других стратегий
Из характеристик стало известно, что оперуполномоченный лейтенант Коротков был зачислен на службу в органы ФСБ в феврале 2006 года. С сентября 2013 по февраль 2014 года проходил подготовку в институте ФСБ в Екатеринбурге. По регламенту службы он занимался предотвращением опасной для страны деятельности со стороны спецслужб иностранных государств, российских общественных объединений и отдельных лиц. Он также контролировал региональные отделения политических партий и общественных организаций, профсоюзных организаций, казачьих формирований и предотвращал их возможные действия в ущерб безопасности РФ. Его заботой также было обеспечение безопасности при проведении выборных кампаний на территории области. С 2016 года назначен ответственным за контрразведывательное обеспечение Исетского района Тюменской области.
«В ходе ежегодных собеседований обращалось внимание сотрудников на необходимость повышения уровня профессиональной и юридической подготовки, дальнейшего совершенствования качества выводных и текущих документов, — читал судья справку с бывшего места работы. — Профессиональная деятельность Короткова оценивается удовлетворительно. Сотрудник дисциплинированный, исполнительный, требовательный к себе. В общении с коллегами и окружающими корректен, выдержан, неукоснительно соблюдает субординацию, уровень самооценки адекватен уровню знаний и умений. Регламент рабочего дня не нарушал, случаев неявки или опоздания на работу не имел, один раз в две недели приезжал на территорию Исетского района для решения рабочих вопросов. В целом сотрудник адекватно воспринимал критику в свой адрес, неукоснительно соблюдал рекомендации, данные ему непосредственным начальством, заинтересован в самосовершенствовании. В рабочем коллективе имел нормальные деловые отношения со всеми коллегами».
В заключении о профессиональной пригодности от апреля 2013 года о Короткове написано так: «Достаточно высокая социальная активность, мотивация, стремление к достижению целей и признанию. Предпочитает динамические виды деятельности. Склонен к разумному риску, тяготится бездействием и однообразием. В стрессовых ситуациях сохраняет спокойствие. Критику в свой адрес воспринимает болезненно, склонен к реакциям самообвинения. Стремится доминировать в коллективе. Неконфликтен при этом и стремится к согласию, терпим, вежлив, корректен, следует общепринятым социальным нормам».Затем судья зачитал сведения о родственниках подсудимого. У него есть жена — исполнительный директор в ООО, мать — провизор в аптеке, сестра 1982 года рождения, работает инженером-конструктором в АО. Отец умер в 2008 году. Есть две дочери — 2011 и 2013 годов рождения, и еще сын жены (вероятно, от первого ее брака).
Коротков был в командировках на Северном Кавказе, принимал участие в контртеррористических операциях, имеет ведомственные награды, медаль за доблесть с изображением серебряного щита и мечей. У него также есть одно взыскание — за плохое обращение с приборами связи.
В 2010 году силовик выполнял задачу в рамках расследования деятельности исламистской радикальной группы в Башкирии. 17 августа тогда еще прапорщик Коротков в составе группы нашел базу боевиков, вышел во фланг противнику и прицельным огнем из автомата не дал бандитам покинуть укрытие и выйти из окружения. За это был награжден наручными часами. Звание офицера получил в 2014 году.
Также были зачитаны выписки из медицинских амбулаторных карт и результаты психологической и психиатрической экспертиз. Из документов следует, что Коротков здоров и психически уравновешен. У него развито самолюбие и сформирована собственная система ценностей и жизненных приоритетов. Отмечается его активность, прагматичность, рациональный подход к принятию решений при тенденции к снятию с себя моральных ограничений и самооправданию с апеллированием к экстремальному опыту собственной жизни.
Есть потребность в острых ощущения, азарте. Отмечаются упрямство, склонность к использованию манипулятивных тактик, эмоциональная холодность, тенденции абстрагироваться от собственных эмоций. Приемлемо решение проблем силовым путем, даже если есть другие доступные стратегии. При этом сентиментален и раним, если речь идет о семье.После этого судья предложил сторонам решить, что делать с арестованным имуществом подсудимого. Обвинение предложило сохранить арест до рассмотрения основного дела и в дальнейшем изъять в пользу потерпевших. Адвокат Короткова подтвердил желание своего подзащитного определить имущество в пользу потерпевших.
«Кем Коротков и другие себя возомнили?»
Прения начались с речи государственного обвинителя. Из нее стало известно, что уголовное дело 29 августа было выделено в отдельное производство из дела Гладких и других членов банды в связи с заключением с Коротковым 4 мая 2017 года досудебного соглашения о сотрудничестве. Органами предварительного следствия Коротков обвиняется в том, что в 2008–2016 годах в составе организованной группы совместно с другими бывшими сотрудниками управления ФСБ по Тюменской области — капитаном запаса Гилевым (покончил с собой после задержания в СИЗО), прапорщиком Гладких, тренером рукопашного боя Кобылиным и бывшим опером УВД МВД по Тюмени Зозулей, который объявлен в международный розыск, совершил ряд тяжких и особо тяжких преступлений.
В том числе — кража на сумму не менее 13 тыс. рублей, разбойное нападение и захват 2,7 млн рублей, угон машины и убийство гражданина Клованича (здесь и далее фамилии записаны на слух, возможны ошибки в написании — прим. ред.). Также: хищение путем злоупотребления доверием 600 тыс. рублей у гражданина Салмуродова, умышленное убийство с целью сокрытия другого преступления гражданина республики Таджикистан Касирова, убийство гражданина Таджикистана Халмирзуева из корыстных побуждений, умышленное убийство с целью скрыть другое преступление гражданина Таджикистана Халмуродова. Угон машины Халмуродова. Умышленное убийство с целью скрыть другое преступление гражданина Чашникова и угон его машины. Хулиганство с применением оружия в СНТ «Плодовое» в Тюмени, а также умышленное убийство двух граждан Таджикистана — Таирова и Сафутдинова — с целью облегчить совершение преступления.
Коротков взял на себя обязательства помочь следствию и изобличить своих сообщников, выдать оружие и дать показания. Обвиняемый полностью выполнил все обязательства.
В этот момент Коротков уронил голову в ладони и потер ими лицо. Казалось, он плакал. Но когда он отнял руки от лица, выяснилось, что предположение было ошибочным.«Сотрудничество имело безусловно существенную значимость для следствия, — слово „безусловно“ обвинитель подчеркнул интонацией. — Свою вину он полностью признал и дал показания в отношении других участников группы. Обвинения обоснованы и подтверждены доказательствами и позволяют сделать вывод о его виновности».
В конце речи военпрокурор сослался на Конституцию. В ней, напомнил он, зафиксировано, что каждый имеет право на жизнь, что жилище неприкосновенно, что право частной собственности охраняется законом и что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда.
«Данные положения Коротковым были грубо нарушены. Я уже молчу про другие общечеловеческие ценности: не убий, не укради. Кем Коротков и другие себя возомнили? — не особенно эмоционально вопрошал прокурор. — Те цели, ради которых совершались убийства, просто выходят за рамки человеческого понимания. В то же время хочется отметить, что несмотря на все это Коротков нашел в себе силы и мужество не только признаться в содеянном, но и изобличить других участников. Поэтому государственное обвинение предлагает суду назначить наказание не в виде пожизненного лишения свободы, а несравненно более мягкое».
Затем прокуратура представила раскладку дела по эпизодам и свое мнение о наказаниях по ним.
Кража 28 декабря 2008 года личного имущества гражданина Алешина на сумму не менее 13 тыс. рублей — три года и штраф 100 тыс. рублей.
Разбойное нападение на Клованича 30.12.2008 и отъем у него 2,7 млн рублей — семь лет со штрафом 400 тыс. рублей и лишением воинского звания лейтенанта запаса.
Угон автомобиля Клованича — пять лет.
Убийство Клованича с целью скрыть другое преступление — 11 лет с лишением звания.
Хищение в декабре 2010 года у Салмуродова 600 тыс. рублей — четыре года со штрафом 200 тыс. рублей.
Убийство 14.12.2010 года Касирова — 11 лет с лишением звания.
Убийство из корыстных побуждений 9.04.2011 года Халмирзуева — 11 лет с лишением звания.
Убийство с целью скрыть преступление 18.056.2015 года Халмуродова — 11 лет с лишением звания.
Угон 18.06.2012 года у Халмуродова автомобиля — четыре года.
Убийство с целью сокрытия другого преступления 19.09.15 года таксиста Чашникова — 11 лет с лишением звания.
Угон 19.09.15 года автомобиля Чашникова — четыре года.
Хулиганство с применением оружия на даче 31.08.2016 года — три года.
Убийство 10.12.2016 года двух граждан Таджикистана Таирова и Сайфутдинова — 13 лет с лишением звания.
«Ну, здорово вообще все, просто отлично»
Путем частичного сложения наказаний прокурор затребовал наказания в виде 24 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 500 тыс. рублей с лишением звания. Срок наказания считать с момента задержания — 26.04.2017 года.
Речь защитника Андрея Коваля была короткой. Он отметил, что объективная невозможность восстановления справедливости (в связи с гибелью жертв, которых не вернуть) отправляет суд к пониманию подсудимым своих преступлений, его раскаянию. Адвокат подчеркнул, что Коротков был задержан по подозрению в совершении лишь последнего из его преступлений (двойного убийства). А все остальные преступления, о которых стало известно следствию, стали очевидными и доказанными только благодаря Короткову.
«Поскольку убийство того же Клованича 2008 года давным-давно уже было прекращено как дело без установленного обвиняемого, вряд ли бы что-то могло изменить эту ситуацию, — сказал Коваль. — Законодатель позволяет наказание ниже низшего предела в таких случаях. Мы просим суд назначить справедливое наказание».
Затем судья предложил выступить в прениях самому Короткову. «У вас есть право на участие в прениях и безусловное право на последнее слово», — напомнил он бывшему чекисту.
«Ваша честь, давайте сейчас скажу, — отреагировал тот. — В очередной раз выслушав сторону обвинения, я могу сказать: что совершено, то совершено. Я признаю каждый эпизод в своей криминальной деятельности. Все равно от ответственности никуда не уйти. Я искренне раскаиваюсь в содеянном и готов понести наказание», — после этих слов Коротков надолго задумался и, словно подыскивая какие-то еще слова, покивал сам себе головой. Но больше ничего не добавил.После окончания заседания адвокат Андрей Коваль отказался комментировать его итоги. «У меня нет такого права», — заявил он. Однако до этого в коридоре Коваль не только пожал руку гособвинителю, но и с широкой улыбкой поблагодарил его. «Спасибо большое», — сказал ему Коваль. В ответ на недоуменную реплику «За что?!», адвокат показал большой палец и добавил: «Ну, здорово вообще все, просто отлично».
Следующее заседание, на котором судья зачитает приговор Короткову, назначено на 20 декабря.