7 декабря, в Мосгорсуде состоялось заседание по апелляционной жалобе Льва Пономарева, исполнительного директора ООД «За права человека», которого обвинили в «повторном нарушении при проведении массовых мероприятий», а именно, в призывах в сети Интернет к участию в несанкционированной акции 28 октября.
Л. Пономарев был задержан 1 декабря около своего дома, за день до подачи уведомления о проведении акции «За мир. Против насилия», где он являлся одним из заявителей. 5 декабря Пономарева приговорили к 25-ти суткам ареста. Решение было вынесено Тверским районным судом ( судья Гордеев) и вызвало большой общественный резонанс. Интересы Пономарева в апелляционном суде представляли несколько защитников и адвокатов: среди них известный адвокат и правозащитник Генри Резник, адвокат Светлана Сидоркина, а также Ирина Яценко, Олег Еланчик и Наталья Трубачева, осуществлявшие защиту в суде первой инстанции.
Зал, коридор и помещение, где можно было смотреть видеотрансляцию, были полны людей.
Представители защиты указывали на нелепость самого обвинения: Генри Резник заявил, что суд должен был проанализировать пост в Фейсбуке, якобы содержащий призывы.. В посте есть только информация от родителей обвиняемых по делам «Сети» и «Нового величия», в защиту которых планировалась акция. Он начинается со слов: «Спасибо вам огромное за поддержку…» Далее идет информация о том, что в согласовании шествия было незаконно отказано. Родители обвиняемых пишут, что выйдут на Лубянскую площадь без плакатов, и просят всех, кто захочет тоже выйти, выходить без плакатов и лозунгов… Лев Пономарев сделал только репост этой информации. Второй репост этого текста был сделан со страницы официального СМИ «Эхо Москвы». Зная это, судья даже не попытался доказать наличие в посте призывов. Вместо этого как доказательство вины Пономарева суд ( берущий на себя функции обвинения), привел только полицейскую переписку.
С этой перепиской тоже оказалось не все гладко. Представители защиты указывали на множество процессуальных нарушений, о которых уже говорилось в суде первой инстанции. Среди них – отсутствие данных представителя ЦПЭ ( «Центр по борьбе с экстремизмом») Гребенчукова , осуществлявшего мониторинг социальных сетей, на основании рапорта которого и был составлен протокол. В деле не было ни личных данных этого сотрудника, ни его служебного удостоверения, ни информации о том, что, осуществляя мониторинг социальных сетей, исполнял свои служебные обязанности…Некоторые документы были подписаны вообще непонятно, кем.
Защитники напомнили, что Лев Пономарев в 15 ч. 15 минут покинул место народного схода, заявив о его окончании. До этого времени люди (в соответствии с имеющейся в деле справкой МВД), просто стояли и разговаривали.
Это было народное собрание, не требующее согласования, на которое можно было, не нарушая закон о митингах ФЗ -54 ( не говоря уже о Конституции РФ), спокойно призывать людей. Но даже тут, как показала защита, придраться было не к чему. Придрались потому, что была задача.
Ни предполагаемая «общественная опасность»( то есть, ее отсутствие), ни возраст (77 лет), ни личность правозащитника также учтены не были, несмотря на то, что в постановлении Тверского суда написано обратное.
Впрочем, Лев Пономарев возразил против того, чтобы суд учитывал его возраст, и просил принять во внимание только то, что дело заказное. Он сказал, что сотрудники ФСБ должны понести наказание за пытки людей, и выразил уверенность, что его арестовали по заказу спецслужб, а также для того, чтобы помешать проведению акции 16 декабря.
Два дня назад, на суде первой инстанции, правозащитник вспомнил заявление главы ФСБ Бортникова от 30 декабря 2017 года , говорившего, что наличие ошибок в прошлом не мешает ему праздновать 100-летие этой организации. Пономарева возмутило это как оправдание истории НКВД, КГБ, и их методов. Тогда Лев Александрович вместе с другими правозащитниками просил Путина определиться, потому что он открыл памятник жертвам Сталинских репрессий, и в то же время, у руля в стране находится ФСБ.
Заявления правозащитника о роли ФСБ в его деле косвенно подтвердилось решением судьи Селиверстовой, которая, несмотря на обилие нарушений в деле и огромную поддержку Пономарева со стороны общественности, не прекратила дело, а только снизила срок ареста с 25 до 16-ти суток.
Этот административный арест – далеко не единственная проблема, с которой столкнулся Л. Пономарев за последнее время. В этом году ООД «За права человека» испытывает постоянный прессинг : в апреле 2018-м года на НТВ вышла передача : «Опасная сеть», посвященная делу группы «Сеть», где всячески клеймили Л. Пономарева и других правозащитников, расследующих пытки фигурантов этого дела. В этом же году организации было отказано в государственных грантах, кроме того, помещение неоднократно блокировалось прокремлевскими радикалами…
Напомним, что акция «За наших и ваших детей» в защиту фигурантов дел «Нового величия» и «Сети», ( «экстремистские» организации, которые были созданы внедренными агентами), прошла 28 октября. Арестованные жаловались на пытки, большинство из них – совсем молодые люди.
35 из 50 членов СПЧ выступили в защиту Льва Пономарева. Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов выразил надежду, что Мосгорсуд отменит свое «необъяснимое решение», Татьяна Москалькова просила прокуратуру проверить решение районного суда на законность, Amnesty International потребовала освободить правозащитника.
М.Рябикова
Выражаем Льву Александровичу свою поддержку, и благодарность за борьбу против пыток и всевластия силовиков!