Брюссель, 3 декабря – Сегодня 3 декабря Статистический институт ЮНЕСКО (СИЮ) представит Обзор данных 2018 года по осуществлению ЦУР 4 под названием «Данные в интересах содействия образованию», который демонстрирует, каким образом данные могут способствовать повышению качества образования. Презентация доклада состоится в ходе Глобального совещания по образованию в Брюсселе, на котором министры и лица, ответственные за разработку политики, оценят прогресс в достижении Цели устойчивого развития 4 (ЦУР4), призванной обеспечить качественное образование для всех.
Неравенство в образовании является одним из главных пунктов повестки дня совещания в Брюсселе. Тем не менее СИЮ отмечает, что его невозможно преодолеть без тщательного мониторинга, позволяющего отслеживать получение детьми, подростками и взрослыми необходимых навыков. Этот мониторинг крайне необходим, учитывая, что, по данным СИЮ, шесть из десяти детей и подростков по всему миру по-прежнему не могут прочесть простое предложение или выполнить несложную математическую операцию.
«Неравенство лежит в основе глобального кризиса образования, который замедляет развитие 617 миллионов детей и подростков», - заявила директор СИЮ г-жа Сильвия Монтойя. «Неравенство в образовании заметно и ощутимо не только на индивидуальном уровне, но и на уровне стран и сообществ: низкое качество образования и пробелы в навыках тормозят развитие общества в целом».
Обзор наглядно демонстрирует масштабы предстоящей задачи. Одна треть детей и подростков, не владеющих базовыми навыками грамотности и счета, не посещают школу и остро нуждаются в доступе к образованию, который является их правом. При этом более двух третей этих детей и подростков на самом деле посещают школу.
«Они отнюдь не скрываются и не находятся в труднодоступных местах, они сидят в классных комнатах, в школах, которые не способны предоставить им обещанное качественное образование», - заявила г-жа Монтойя. «Это обещание слишком часто нарушается».
Это важно, учитывая исключительное значение образования для достижения всех ЦУР, от сокращения нищеты до борьбы с гендерной дискриминацией и построением здоровых, мирных обществ. Обзор выражает обеспокоенность по поводу достижения этих целей к 2030 году, учитывая, что значительное число людей по-прежнему не владеет базовыми навыками.
Обзор представляет сопоставимые на международном уровне данные, которые необходимы для сокращения неравенства и обеспечения возможности обучения на протяжении всей жизни, предусмотренной ЦУР 4. Обзор охватывает широкий спектр инициатив в области оценки систем образования, от дошкольного образования до программ по распространению грамотности среди взрослых. В нем также представлен ряд инструментов, помогающих странам принимать обоснованные решения относительно типов оценки, которые соответствовали бы их конкретным потребностям. Кроме того, обзор содержит руководство по участию в процессе оценки и формировании необходимого человеческого потенциала в целях улучшения результатов обучения посредством эффективного использования данных.
Аргументируя в пользу инвестирования в оценку систем образования, Обзор призывает изменить отношение к ощутимым расходам на оценку результатов обучения донорами и правительствами. Участие в крупных международных и региональных оценках может стоить каждой стране около 500 тыс. долларов США раз в четыре года, что представляется весьма существенным для стран с небольшой экономикой. Однако это совсем незначительная сумма по сравнению с общими расходами на школьное обучение и с ещё более серьезными экономическими последствиями неадекватного образования. По оценкам СИЮ, достоверные данные в области образования позволят оценить эффективность применяемых подходов и необходимость реформ, а также повысить эффективность расходов на образование на 5%. Таким образом, ежегодная экономия в каждой стране составит в среднем 30 миллионов долларов США в год, что позволит сотни раз покрыть расходы на проведение оценок.