В Ингушетии в среду прекратили митинг против соглашения о границе с Чечней. О завершении акции во время митинга заявил председатель регионального общественного движения "Совет тейпов ингушского народа" Малсаг Ужахов, передает Интерфакс. "Мы решили разойтись. 2 ноября в Магасе пройдет пятничная молитва. Хочу поблагодарить митингующих за терпение и выдержку", – сказал Ужахов.
Во вторник, 30 октября, Конституционный суд Ингушетии после рассмотрения запроса депутатов Народного собрания признал закон об утверждении границы с Чечней не соответствующим конституции. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сообщил, что это решение не отменяет действие соглашения.
Документ об установлении административной границы между Чечней и Ингушетией 26 сентября подписали глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров. Граница не была официально определена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в начале 1990-х годов. 4 октября парламенты обеих республик ратифицировали соглашение, в тот же день Евкуров и Кадыров подписали законы о его утверждении.
После подписания соглашения жители Ингушетии вышли на митинги, требуя широкого обсуждения вопроса об установлении административной границы. Впоследствии власти Ингушетии согласовали проведение митинга в центре Магаса с 8 по 17 октября, а также с 31 октября до 2 ноября.
О том, как восприняли решение Конституционного суда Ингушетии в республике, Радио Свобода рассказал один из лидеров протеста против передачи земли Чечне Барах Чемурзиев:
Теперь депутаты должны собраться и отменить этот закон
– Конституционный суд Республики Ингушетия оценивает нормативно-правовые акты с точки зрения их соответствия конституции Республики Ингушетия. Вчера в результативной части он сказал, что соглашение, подписанное главами республик, не соответствует положениям конституции Республики Ингушетия. Соответственно, теперь депутаты должны провести внеочередное собрание и на нем отменить этот закон.
– Глава республики Юнус-Бек Евкуров уже сообщил, что это решение Конституционного суда не отменяет действие территориального соглашения между Чечней и Ингушетией... И что это значит?
– Юнус-Бек Баматгиреевич прав в одном: оно не отменяет, но если глава республики является гарантом конституции и если Конституционный суд принял постановление о том, что какой-либо закон нарушает положения, он, как гарант, должен выполнять положения, которые в этом постановлении Конституционного суда указаны. Народные депутаты как законопослушные граждане и люди, избранные народом, также должны выполнять положения постановления Конституционного суда и волю своих избирателей, это их обязанность.
– Проходила информация, что в Ингушетию приезжал глава Чечни Рамзан Кадыров, пытался, видимо, решить вопрос в неформальной обстановке, встречался со старейшинами. Как вы оцениваете эти его визиты?
Рамзан Ахматович очень ранимый человек, у него есть хобби требовать извинений
– Рамзан Ахматович очень ранимый человек. Это единственный российский политик класса "А", который очень чувствителен к критике людей, поэтому у него есть такое хобби – требовать извинений от всех, кто, по его мнению, его оскорбил или обидел. Не знаю даже, как этот вопрос комментировать. Он приезжал не проводить неформальные переговоры, а для того, чтобы люди приносили ему извинения. Но у него это не получилось, потому что извинения пришлось приносить и ему тоже, только на этих условиях люди приносили ему извинения. Он тоже принес извинения перед ингушским народом. Два раза он приезжал сюда и два раза принес извинения, и уехал вместе со своими приближенными.
– Как власть ведет себя в этом споре? На чьей она стороне, как взаимодействует с активистами протеста? Не угрожают ли вам, не давят ли на вас?
– Нет, на нас не давят, нам не угрожают. Потому что, во-первых, все наши действия находятся в рамках российского законодательства, мы не выходим за эти рамки, мы знаем законы. Единственное, Юнус-Бек Баматгиреевич занимает очень интересную позицию – он всеми силами пытается отторгнуть от нашей республики, главой которой он является, территорию республики. Это, конечно, нонсенс, потому что территории кавказских республик не менялись с 1957 года, и это первый прецедент более чем за полувековой период.
– Почему в Ингушетии так болезненно и остро реагируют на то, что часть ее территории перешла Чечне?
– Здесь несколько причин, в первую очередь исторические. Эта территория никогда не была населена чеченцами, эта территория исторически принадлежала группе тейпов, которые объединены под общим названием Орстхой. Это такие фамилии, как Фергиевы, Кориговы, Булгучевы, Гандалоевы, Цечоевы, Мержоевы. Это их историческая родина. И непонятно, на каком основании глава Республики Ингушетия передает историческую территорию 36 процентов ингушей в состав другого субъекта. Это одна из исторических причин. Вторая причина – демографическая. Ингушетия – это республика с самой большой плотностью населения. При средней плотности населения [в России] – 8 человек на квадратный километр, у нас более 134 человек на квадратный километр. По этому показателю нас опережают только Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и Московская область.
– Есть ли у вас ответ на вопрос, что планируется организовать на этой территории, которая перешла Чечне? Речь идет о добыче нефти или о чем-то еще?
– Чеченские власти еще три месяца назад провели дороги по этой территории, соединили ее с Чеченской республикой. Им сейчас передают нефтяные скважины, которые находятся на балансе "Роснефть-Ингушетия". Все эти факторы показывают, что чеченская сторона собирается добывать нефть, запасы которой там в достаточном количестве, лет на десять добычи вполне хватит.
– А Ингушетия что-то сама добывала раньше в этих местах?
– Нет, эти скважины были законсервированы с 50-х годов, потому что эта нефть очень богата сероводородом, и на тот момент не было соответствующих технологий. Сегодня, по нашим данным, там заключается договор с катарской или с саудовской нефтяной компанией, которая владеет этими технологиями и готова добывать эту нефть, – рассказал лидер ингушского протеста Барах Чемурзиев.