17 октября в керченском политехническом колледже студент Владислав Росляков расстрелял преподавателей и учеников, привел в действие самодельное взрывное устройство, а после покончил с собой. В результате нападения погиб 21 человек, в том числе преподаватели и учащиеся, госпитализированы 44 человека. 

Авторы «Таких дел» поговорили с охранниками и вахтерами в школах и детских садах своих городов о том, как устроена безопасность в учебных заведениях, и узнали, как сотрудники отреагировали на события в Керчи. 


Иркутск

Владимир Николаевич, охранник одной из школ, рассказывает, как в учреждении отреагировали на события в Керчи, и о том, почему на должности вахтеров и охранников в учебных заведениях должны работать люди с опытом работы в органах.

«Утро в школе началось с дополнительного инструктажа. Нам рекомендовали усилить бдительность, быть более внимательными, не допускать халатности. Конечно, у нас есть должностные инструкции на случай подобных нештатных ситуаций. Первое и самое главное — жесткий пропускной режим. Если бы вы сейчас хотели пройти в школу, у вас бы ничего не получилось.

Чтобы попасть в школу, при себе обязательно нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, в журнал посещений записывается, куда идет человек и с какой целью. Если родителю надо пройти к ребенку, он звонит учителю, тот либо его лично встречает, при необходимости провожая в класс, либо педагог разговаривает с ним здесь, у вахты. Если родителю или другому посетителю нужно пообщаться с директором, мы созванивается с директором по внутреннему телефону, и тот дает нам указания, можно пропустить или нельзя. При необходимости и директор спускается сюда сам. Чтобы постороннее лицо прошло в школу, это исключено. И у нас здесь не один пост охраны, их несколько. Если вахтеру нужно отлучиться, всегда есть подмены.

Если вооруженный человек или группа вооруженных людей попытаются проникнуть в школу, мы прибегаем к тревожной кнопке. В течение трех минут после вызова приезжает сотрудник полиции из вневедомственной охраны. Как-то у нас был ошибочный вызов, и он позволил проверить скорость реакции — охранник действительно приехал в течение трех минут. Каждый день мы проверяем исправность тревожной кнопки и в целом связь с вневедомственной охраной. Каждое утро начинается с этого, все данные ежедневно фиксируются в специальном журнале.

Сами мы не можем, не имеем права носить оружие, мы больше вахтеры и сторожа. Но я 20 лет проработал в органах, в оперативной службе. И у меня в голове есть план, что делать, если вооруженный человек пытается проникнуть в школу, а охрана еще не приехала. Поэтому, я считаю, что охранять школы в идеале должны не бабушки, а мужчины с опытом работы в органах и служившие в армии. Большое горе произошло вчера в стране. У меня самого дети, внуки, даже думать страшно о том, что это могло бы коснуться их. Здесь, в Сибири, потише, чем в центре. У нас не бывает терактов, и безумцев с оружием, врывающихся в школы, тоже нет. Но никто ни от чего не застрахован. Ни в нашей огромной России, ни в какой-то другой стране».

Москва

Екатерине 52 года, она работает охранницей в одной из школ в Центральном округе Москвы, входящих в большой образовательный комплекс. Обычно ворота в учреждении закрыты и открываются только по звонку «домофона». Екатерина категорически отказывается разговаривать с журналистом и фотографироваться, говорит, что «по инструкции» нужно разрешение директора. Соглашается под анонимность и обещание не называть номер школы.

«Нам телевизор смотреть некогда, поэтому что в Крыму произошло, я толком не знаю. Вроде бы хохлы теракт устроили? Нет? Я с работы приду, буду тогда уже смотреть. Мне пришла СМСка от начальства, что у нас режим усиления. Усиление — по инструкции я должна закрыть входные ворота и смотреть, чтобы посторонние по двору школы не болтались.

Инструкция есть на любой случай, раз в год сдаем экзамены, десять билетов, вопросы–ответы. И как в случае пожара действовать, и если террористы — что делать. Сказать, что конкретно делать, я вам не могу, это долго. Но в первую очередь я должна вывести всех детей вместе с учителями. Как буду выводить? Поднимусь на последний этаж, буду их как–то собирать. По инструкции.

Если в школу придет человек с оружием, я его просто не пущу. Как? Не пущу, и все. Вы говорите, у него ружье было, это же сразу видно. У нас оружия нет, и стрелять я, конечно, не умею, это и нельзя по инструкции, в школе же дети, как тут стрелять. Так что я просто попытаюсь его остановить.

Я стала работать в охране, когда предприятие в моем городе закрылось. Переехала, попала на курсы, мне говорят — тебе только в школу. Не бизнесменов же охранять, там как раз и физподготовка нужна, и оружие, а я старенькая уже. Я 13 лет работаю, каких–то ЧП таких у меня не было, и на курсах о них не рассказывали.

Школьное начальство сегодня никак не проявлялось. У нас за безопасность отвечает [имя–отчество], она еще завуч по безопасности, но какая безопасность? Чтобы дети на улицу самовольно не ходили, чтобы не дрались тут никак. В Москве уже был такой случай, когда пацан одноклассников положил, после этого был педсовет, приезжал из департамента человек, говорил: “Будьте бдительны!” А я и так бдительна, потому что под камерами все время. Вот вы стоите тут, со мной разговариваете, а мне потом шею намылят, потому что паспорт вы мне не показали. А они по камерам видят, у кого я данные переписала, у кого нет».

Аксай, Ростовская область

Гимназия №2 считается лучшей в городе. Уже не первый год дети в школу могут попасть только по магнитным карточкам: родителям на телефоны приходят сообщения — во сколько ребенок пришел, вышел, сообщения о посещении столовой. В последнее время (но еще до событий в Керчи) у школы по утрам, когда скопление народа и машин, дежурят сотрудники ДПС. На входе: охранник, вахтер и завхоз. По утрам на пороге школы, до входа в фойе, детей встречает охранник, родителей дальше порога не пускают. В школе везде стоят камеры.

На вопрос о том, как в школе отреагировала на трагедию в Керчи и возможно ли такое в Аксае, охранница Светлана говорит: «О чем вы говорите? Сами не видите? Мы родителей дальше порога не пускаем, дети со слишком большими предметами в руках досматриваются. У нас такого быть не может».

Заведующая одного из детских садов в Аксае рассказывает, что территория учреждения закрыта, попасть туда можно только с помощью магнитного ключа.

«Приказа [об усилении мер безопасности] сверху после произошедшего пока не поступало. Но мы сработали еще год назад — закрыли территорию по периметру, магнитные ключи появились на калитке сада. Со своей стороны сделали, что могли. Но проблема в том, что любой чужак может попасть вместе с родителями — они придут, откроют и запустят. Родители не имеют бдительности, надеются на учреждение. А в учреждении работников впритык. Был бы у нас лишний охранник дневной — было бы хорошо. Но его нет в штатном расписании — потому что нет денег. Что бы мог сделать один охранник? Для детского сада его достаточно. Уже через месяц всех родителей и родственников охранник знает в лицо. Чужих бы он остановил. Пока дневного охранника нет, справляемся своими силами», — говорит заведующая.