«Эффект» от ЧМ2018 — это миф, выдуманная, условная и неправильно рассчитанная величина 

Оргкомитет ЧМ2018: «Суммарный эффект чемпионата мира по футболу на ВВП России за 2013–2018 годы составил 952 миллиарда рублей или около 1% годового ВВП России»

Журналисты многих изданий почему-то посчитали, что речь идет о некоем доходе от ЧМ2018. Но, увы. 

В странное словечко «эффект» впихнули без разбора и расходы и доходы. И просуммировали их — с нарушением любой экономической логики. Получилась некая абсурдная абстрактная величина, которую и назвали «эффект». 

Главное при этом — не применять нормальные методы экономического анализа, на  сравнивать доходы и расходы, не считать сроки окупаемости инвестиций и  дисконтированные доходы от них… 

688 млрд руб из 952 — ¾ так называемого «эффекта» — это расходы на подготовку ЧМ2018. РАСХОДЫ

Но это официально. По другим оценкам (McKinsey) расходы составили 1,2 трлн руб. 
2992878 

Как подсчитана остальная четверть «эффекта», куда должны входить доходы от туризма, продажи билетов и др. — непонятно. Расшифровки нет. Сразу после мундиаля сумма оценивалась в 100+ млрд руб., а теперь выросла до 250+. Скорее всего, безбожно завышена… 

Для сравнения: расходы федерального бюджета на образование в 2018 году должны составить 664 млрд руб. 

Стоило ли спускать годовой бюджет на образование на три недели футбольного праздника? Достаточно ли наша страна богата для таких «праздников»? Нельзя ли было как-то подешевле? 

Отдельно удивляет оптимизм насчет будущего: «эффект» оценивается в 150-200 млрд руб. в год, то есть еще триллион на 5 лет. Треть от этой суммы — доходы от туризма, а 2/3 — «за счет эффекта катализатора от инвестиций», пишут авторы доклада из Оргкомитета. 

Что это за «эффект от туризма»? На стадионы экскурсии что ли водить будут? Показывать их как памятники бездарно зарытым деньгам? 

А что за неведомый бухгалтерии «катализатор инвестиций»? Скорее всего речь идет о расходахна содержание всех этих безумных стадионов, большинство из которых себя не окупит никогда. 

Например, стадион в Саранске «Мордовия-Арена» (на фото) на 30 (44 на время ЧМ) тыс.мест. Ценой в 2 годовых бюджета Саранска — 16,5 млрд руб. Кому он нужен в городе, с населением в 300 тыс.чел.? Что, серьезно, каждый десятый житель придет на футбол? Так, а смотреть-то что? Команда «Мордовия» по итогам последнего сезона вылетела из  премьер-лиги… Будет «Мордовия-Арена» стоять красным солнышком посреди серых будней… Пустым круглый год и требующим огромных затрат на  содержание… Вот! Эти затраты будут записаны в «эффект» — ведь они будут увеличивать ВВП. 

Большинство этих футбольных объектов (как ранее олимпийских объектов в Сочи) — катализатор не инвестиций, а  убытков на многие годы вперед. 

Уж лучше бы оргкомитет молчал, не привлекал лишний раз внимания к своим колоссальным и ненужным тратам.