Экспертное заключение культуролога помогло прекратить дело, возбужденное по ст. 20.3 КоАП.
12 октября 2018 года Новоильинский районный суд Новокузнецка прекратил производство по делу об административном правонарушении, которое было возбуждено по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) в отношении местного жителя Константина Остроухова. Об этом сам Остроухов сообщил "Сове".
Преследование жителя Новокузнецка было связано с тем, что еще в 2012 году он сохранил в своем профиле в соцсети "ВКонтакте" мультипликационный клип на песню группы "Красная плесень" под названием "Гимн панков". В клипе присутствует свастика: согласно сюжету, панки – основатель группы Павел Яцына и его товарищи, создатели клипа, – вступают в борьбу с нападающими на страну нацистами, олицетворяющими "попсу", и счастливо расправляются с ними, так что только Гитлеру удается спастись, покинув Землю на ракете. Текст песни не содержит никаких высказываний, направленных на прославление или оправдание нацизма. Тем не менее, ранее, в сентябре 2018 года, за публикацию этого клипа оштрафовали другого жителя Новокузнецка – Олега Астафьева.
Остроухов решил доказать в суде свою невиновность и заручился экспертным заключением культуролога Александра Жарких. Эксперт подробно проанализировал видеоклип. Он отметил, что на основании социокультурного и исторического анализа можно утверждать, что видео не пропагандирует нацистскую атрибутику либо идеологию, так как представляет собой клип группы, чье творчество относится к анархистскому направлению в панке, а анархизм и нацизм – принципиально непримиримые идеологии.
Анализируя художественно-эстетическую сторону видеоматериала, эксперт подчеркнул, что, хотя в клипе и демонстрируется нацистская символика, он является художественным произведением (как и "Семнадцать мгновений весны", "Щит и меч", "Долгая дорога в дюнах", "Рим – открытый город", "Флореаль – пора цветения", "Ночь святого Лаврентия" и т. д.). При этом панк-творчество "необходимо рассматривать с постмодернистских позиций неклассической эстетики", отметил культуролог, указав, что в визуальной эстетике клипа прослеживается влияние Энди Уорхола, русского авангардного примитивизма и карикатурной традиции творческой группы "Кукрыниксы", а в способе подачи текста – мотивы поэзии Велимира Хлебникова и интонации абсурда, свойственные творческому наследию ОБЭРИУтов, "что и позволило французской исследовательнице русского панка, профессору социальной антропологии Элен Пиаже считать «Красную плесень» абсолютным феноменом русского и мирового панка, а лидера коллектива Павла Яцыну сравнить с Д. Хармсом".
Феноменологический анализ текста песни показал, что и в припеве, и в куплетах речь идет о победе панков над попсой и фашистами, причем нацистская идеология дискредитируется через сарказм и пародию (стёб). Наконец, проведенный экспертом детальный анализ визуального ряда клипа "Гимн панков" также показал, что он содержит графические изображения нацисткой атрибутики и символики, но "факт пропаганды экстремистских идей не подтверждается".
Суд принял во внимание доводы эксперта и, как рассказал нам Остроухов, прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мы приветствуем это решение, поскольку считаем, что за демонстрирование нацистской символики не нужно наказывать в тех случаях, когда оно не нацелено на пропаганду нацистской идеологии.