Израиль продолжит противодействовать попыткам Ирана закрепиться в Сирии, – заявил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху после сегодняшнего заседания военно-политического кабинета Израиля, посвященного крушению российского самолета Ил-20 в Сирии и последовавшему за этим решению России поставить сирийской армии зенитно-ракетные комплексы С-300. Как утверждают власти Сирии и России, Ил-20 был сбит при попытке отразить атаку израильских истребителей на объекты в сирийской провинции Латакия в 25 километрах от российской военной базы Хмеймим. Независимые эксперты сходятся во мнении: Израиль после поставок С-300 сирийской армии будет вынужден действовать в сирийском небе с повышенной осторожностью, но вряд ли откажется от авиаударов по иранским силам в Сирии вовсе.
За время гражданской войны в Сирии Израиль нанес уже более 200 ударов по объектам в Сирии, прежде всего – по иранским силам в этой стране и по складам с иранским оружием, чтобы не допустить его попадания в руки группировки "Хезболла". Израильские власти неоднократно пытались с помощью переговоров не допустить передачи российских С-300 сирийским военным – как из-за того, что это усложнило бы действия израильской авиации в небе над Сирией, так и для предотвращения передачи С-300 все той же "Хезболле". Эта тактика была успешной до тех пор, пока не произошла катастрофа Ил-20: несмотря на то что президент России Владимир Путин попытался смягчить ситуацию после крушения самолета словами о "цепи трагических случайных обстоятельств", Министерство обороны России выступило с максимально жестких позиций и несколько раз обвинило Израиль в том, что он "прикрылся" российским самолетом при нанесении ударов по объектам в Латакии. Трагическая по своей сути история с Ил-20, в катастрофе которого погибли 15 россиян, вызвала волну антиизраильских и антисемитских высказываний в российских государственных СМИ, шквал шуток в интернете и массу предположений о том, как Израиль будет действовать в Сирии после случившегося.
Минобороны выяснило, что ракету С-200 в 1969-м году изготовили работники в долгопрудненского завода Шмулевич и Лазерсон, которые в 1974-м иммигрировали в Израиль. "Поэтому ракета приняла еврейские истребители за свои",- с грустью добавил пресс-секретарь Кокнашенков.
— Гуго Карлович ™ (@JoN_TM) 18 сентября 2018 г.
Напомним, как развивались события:
- Вечер 17 сентября. Сирийское государственное агентство SANA сообщает о взрывах в Латакии в результате ракетного удара израильских ВВС.
- Ночь на 18 сентября, 1.39. РИА Новости пишет о пропаже связи с российским самолетом Ил-20 в районе удара израильской авиации. По данным агентства, связь пропала примерно в 23.00.
- Утро 18 сентября. Официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков подтверждает появившиеся ранее в западной прессе сообщения о том, что Ил-20 был сбит ракетой сирийских ПВО. Конашенков, тем не менее, называет крушение российского самолета "намеренной провокацией израильских летчиков", якобы подставивших Ил-20 под удар и не предупредивших российское командование о готовящихся авиаударах по Сирии.
- 18 сентября, вечер. Израиль выражает соболезнования родственникам погибших и отвергает обвинения в свой адрес, утверждая, что самолеты ВВС Израиля в момент падения Ил-20 уже находились в воздушном пространстве своей страны.
- 18 сентября, вечер. Владимир Путин поддерживает обвинения Минобороны в адрес Израиля, но пытается заметно смягчить формулировки российского военного ведомства. В то же время он говорит об "ответных шагах России, которые заметят все".
- 20 сентября. Главнокомандующий ВВС Израиля Амикам Норкин во время визита в Москву передает российским военным 40-страничный доклад о гибели российского самолета Ил-20.
- 23 сентября, утро. Минобороны устраивает еще один брифинг, во время которого снова обвиняет Израиль в крушении Ил-20. В презентации Минобороны фигурирует уже другое время исчезновения самолета с радаров: не 23.00, как сообщали российские информагентства ранее, а 22.07.
- 23 сентября, вечер. Израильская армия выпускает официальное заявление, в котором вновь отвергает свою причастность к крушению Ил-20 и отмечает, что "безответственное использование современных вооружений" может причинить вред всем силам, действующим в Ближневосточном регионе.
- 24 сентября, утро. Министр обороны России Сергей Шойгу говорит, что Россия в течение двух недель передаст армии президента Сирии Башара Асада передовой зенитный ракетный комплекс С-300. Шойгу также сообщает, что участвовать в управлении комплексами будут российское военные, и говорит о фактическом закрытии неба над Латакией и ее средиземноморским побережьем для полетов "любых неопознанных объектов".
- 24 сентября, вечер. Представитель Минобороны Игорь Конашенков заявляет, что информация "с индикаторов пункта боевого управления зенитной ракетной системы С-400", расположенного на российской авиабазе Хмеймим, подтверждает: израильский истребитель "спрятался" от сирийских противоракет за российским разведывательным самолетом.
- 24 сентября, вечер. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон предупреждает Россию о том, что поставка С-300 Сирии будет "большой ошибкой", означающей "значительную эскалацию" ситуации в регионе.
О возможных последствиях поставок российских С-300 в Сирию и о том, как в Израиле оценивают крушение российского самолета Ил-20, в интервью Радио Свобода рассказывает главный редактор русскоязычного израильского сайта newsru.co.il Евгений Финкель.
– Российское и израильское военные ведомства успели уже по два раза обменяться более-менее однотипными заявлениями в связи с крушением самолета Ил-20. Россия настаивает, что атаку сирийских ПВО на российский самолет спровоцировал израильский истребитель. В Армии обороны Израиля говорят, что это не так. Какие детали инцидента 17 сентября можно было почерпнуть из израильской прессы за минувшую с того дня неделю? За сколько минут были российские военные предупреждены об ударе? Если виноват не Израиль, то кто? Что привело к ошибке сирийских ПВО?
– Конашенков успел уже выступить и в третий раз, вновь заявив о виновности израильских ВВС, основываясь на сей раз, как он говорит, на данных систем С-400, прикрывающих российскую базу Хмеймим. Я не очень понимаю, почему эти данные сразу не были опубликованы российским оборонным ведомством, но не это меня смущает больше всего. Больше всего смущает и отчасти раздражает то, что Минобороны России почему-то упорно во всех своих заявлениях говорит о непрофессионализме израильских летчиков. Мне кажется, что как раз израильские летчики отработали профессионально, потому что все они вернулись на базу живыми и здоровыми, а цели, как известно, были точно поражены.
Как раз израильские летчики отработали профессионально
Что же касается того, кто кого спровоцировал, то министр обороны России Сергей Шойгу очень точно сказал: по всей видимости, израильские летчики считали, что сирийские ПВО не будут атаковать российский самолет. Я очень надеюсь, что и российские летчики тоже считали, что они не будут атакованы сирийцами, это довольно логично. Не знаю, были ли в это время там израильские летчики или нет, но несогласованность действий сирийских ПВО и российских ВКС, по-моему, налицо.
Что до израильских СМИ, то свои публикации они основывают преимущественно на заявлениях пресс-службы армии и Министерства обороны Израиля, но также цитируют и обсуждают ту версию, которую предлагает Министерство обороны России. Министерству обороны России командованием израильской армии был предоставлен 40-страничный отчет об этом трагическом инциденте. Средствам массовой информации содержание этого отчета до сих пор не передано. Ходили слухи, что Нетаньяху консультировался по поводу целесообразности передачи такой информации в СМИ, но решение до сих пор не принято и, видимо, уже не будет принято, раз не было принято раньше.
Основные тезисы израильского доклада известны: вина лежит на сирийских ПВО, в момент обстрела Ил-20 ракетами С-200 израильские истребители F-16 находились в воздушном пространстве Израиля. Первоначально, когда Министерство обороны России публично представило свою версию гибели Ил-20, несколько раз уточнялись временные параметры. В первой версии, которая была передана во все государственные СМИ Российской Федерации, звучало, что Ил-20 пропал с радаров в 23:00, а потом уже на карте при первом докладе Конашенкова появилось другое время – 22:07. Этот тайминг очень интересен, потому что не очень понятно, на какое время ориентировался ЦАХАЛ, когда заявлял, что к тому моменту F-16 уже находились в воздушном пространстве Израиля. Информации по этому поводу пока нет. Для ответа на этот вопрос как раз и хотелось бы взглянуть на 40-страничный отчет израильской армии.
Реконструкция и тайминг событий 17 сентября, представленные Министерством обороны России:
Что до времени, за которое предупредили российских военных, израильская сторона по этому поводу точных сведений не дает. Министерство обороны России утверждает, что предупреждение было получено примерно за минуту до нанесения удара по цели на восточной окраине Латакии. В Израиле конкретных цифр не приводят, но заявляют, что предупреждение было передано командованию российских войск в Сирии в соответствии с обычной процедурой. В некоторых публикациях говорилось о том, что за несколько минут. Я не думаю, что это вообще имеет какое-то принципиальное значение, так как удар по цели к востоку от Латакии не представлял никакой угрозы для российских военных, их там не было, как известно. Если же говорить о том, что привело к ошибке сирийских ПВО, то, видимо, это несогласованность действий российского и сирийского командования. Складывается впечатление, что россияне считают себя полновластными хозяевами в этой части воздушного пространства Сирии и не согласовывают полеты своих военных самолетов с сирийцами. Кодов системы "свой-чужой", как подчеркивали в Министерстве обороны России, у сирийцев не было. Мне представляется, что Следственному комитету России, который вроде бы возбудил дело по этому инциденту, следует допрашивать сирийских и российских офицеров. Ходили слухи, что были арестованы офицеры 44-го батальона сирийских ПВО, ответственного за удар по Ил-20 ракетами С-200. Это слухи, которые распространяет сирийская оппозиция, но полагаю, что нет дыма без огня. Стоит, я думаю, проверить и версию о преднамеренных действиях сирийских ПВО: мне эта версия не кажется сильной, но нельзя забывать о том, что Дамаск был крайне раздосадован нежеланием Москвы противодействовать израильским ВВС в Сирии. Теперь ситуация может измениться в каком-то смысле в лучшую для Дамаска сторону.
Следственному комитету следует допросить сирийских и российских офицеров
– Как отреагировали в Израиле на заявление министра обороны Сергея Шойгу о поставке Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300 (особенно если к каждой установке будет, как обещал Шойгу, приставлен российский расчет) и о подавлении в прилегающей к Сирии акватории Средиземного моря спутниковой навигации, бортовых радиолокационных систем, связи боевой авиации, то есть о фактическом создании бесполетной зоны над средиземноморским побережьем Сирии? Какие варианты действия теперь есть у Израиля, если Иран и дальше продолжит переправлять оружие "Хезболле" через территории, находящиеся в непосредственной близости и под "прикрытием" российских баз?
– Понятно, что наличие у сирийцев новых ЗРК С-300 потребует некой новой схемы противодействия сирийским ПВО. Понятно и то, что присутствие российских военных специалистов в составе расчетов таких батарей станет весьма проблематичным фактором, с которым придется считаться израильским военным. Что до бесполетной зоны, пока вроде бы речь идет об ограниченном участке восточного Средиземноморья, и до 26 сентября других сообщений от Минобороны России я пока не видел. Непонятно и то, в какие сроки будет поставлена ЗРК С-300 сирийцам, сколько таких ЗРК будет поставлено. Насколько я помню, до начала гражданской войны у сирийцев было около 50 пусковых установок С-200, а сколько С-300 они получат – неизвестно. Какие варианты действий? Израильское руководство, включая премьер-министра и министра обороны, неоднократно высказывалось по этому поводу: ЦАХАЛ будет делать все возможное, чтобы не допустить поставок вооружений "Хезболле". За последние несколько лет израильской армией были проведены около 200 воздушных операций, в ходе которых наносились удары по складам вооружений, по военным конвоям, по заводам в Сирии. В том числе для того, чтобы не допустить поставок "Хезболле" современных ракетных вооружений.
– Агентство Reuters напомнило в понедельник, что израильтяне тренировались противодействовать С-300 еще в 2015 году, во время совместных учений с Грецией. Вспоминают ли сейчас в Израиле о тех учениях, и в какой степени израильская армия готова противодействовать таким зенитно-ракетным комплексам?
– Насколько я помню, учения такого рода в 2015 году не были ни первыми, ни последними. С-300 и аналоги этих ЗРК есть у ряда стран восточной Европы, у Турции, и эти страны предоставляли израильским ВВС возможность учиться противодействовать комплексам этого класса. Технически, я полагаю, ЦАХАЛ готов к проведению операций в Сирии с учетом наличия у сирийцев С-300. Главный вопрос в том, будет ли принято соответствующее политическое решение, но похоже, что будет, потому что в апреле этого года, когда Россия уже заявляла о намерении поставить С-300 в Сирию после удара западной коалиции по военным объектам в Сирии, министр обороны Израиля Авигдор Либерман подчеркивал, что при необходимости ЦАХАЛ будет действовать против этих систем. С тех пор в общем ничего не изменилось, позиция Израиля та же.
– Даже несмотря на то что при каждой этой системе будет один или несколько российских специалистов?
– Это, безусловно, фактор, который очень усложняет ситуацию, но что поделать. Видимо, каким-то образом будет придумана схема, при которой вероятность поражения российских военнослужащих будет минимальной.
– Израиль, оказывавший неофициальную поддержку оппозиционным группировкам и мирным жителям на юге Сирии, довольно спокойно свернул эту деятельность, как только Асад при поддержке России начал серьезное наступление на своих оппонентов в этих районах. По одной из версий, именно эта уступка со стороны Израиля и стала частью некой сделки с Россией, позволившей израильским ВВС беспрепятственно продолжать налеты на иранские цели в других регионах Сирии. Можно ли будет после поставок С-300, если они состоятся, сказать, что попытки договориться с Россией были ошибкой, и вопрос теперь только в том, как дорого она обойдется Израилю?
– Я не считаю, что попытка договориться с Россией – ошибка. Политическое руководство Израиля прекрасно осознает, что оно делает, оно не хочет ввязываться в конфликт с сильной державой, сильной армией, значительные силы которой присутствуют в нашем регионе. Что до того, что Израиль свернул поддержку сирийским беженцам, вы, видимо, имеете в виду проект "Доброе соседство"?
– Есть еще сообщения со ссылкой на неназванные источники о том, что Израиль поддерживал оружием и гуманитарной помощью не только мирных жителей, но и непосредственно воюющие группировки.
– Ну, поскольку это были неофициальные сообщения, то и свернута эта помощь тоже неофициально. Мы не знаем ответа на этот вопрос. Что касается проекта "Доброе соседство", то если Израилю потребуется налаживать добрососедские отношения с сирийцами у своих границ, будет новый проект. Предыдущий, действительно, был свернут, но после того, как ситуация на границе более-менее успокоилась, по крайней мере, такие гарантии давала Москва.
– Есть ли в Израиле эксперты, которые критикуют сам факт того, что Нетаньяху раз за разом идет на компромиссы с российскими властями, что он вообще предпочитает договариваться с Путиным вместо того, чтобы действовать в одностороннем порядке? Теперь, наверное, у таких людей, если они есть, должно быть больше аргументов.
– Критики, как обычно, есть. Мы все-таки живем в еврейском государстве, где все критикуют друг друга. Но в вопросах безопасности Нетаньяху критикуют гораздо меньше, чем в любых других. Израиль действует в Сирии исходя из собственных интересов, все это прекрасно понимают и ценят стремление наших властей избежать прямых столкновений с Россией. Думаю, это достаточно очевидно.
– У Израиля богатый опыт противостояния арабским странам, оснащенным тогда еще советским вооружением, пользующимся помощью советских военных советников. Напомните самые яркие примеры того, как это происходило и чем это заканчивалось?
– Если говорить о самом ярком примере, наверное, это уничтожение ВВС арабских стран в первые дни шестидневной войны в июне 1967-го. Тогда Египет потерял больше 300 самолетов, в основном советского производства, и тогда же египтяне, кстати, использовали советские ЗРК С-75, которые никак существенно не осложнили действия израильских ВВС. Тогда же была потеряна примерно половина ВВС Сирии, и значительные потери были у иракцев, которые также использовали советскую авиатехнику.
В контексте нынешних событий, я думаю, может быть, уместнее говорить не о победоносной шестидневной войне, которая так греет сердца израильтян, а о менее стремительной и менее победоносной войне на истощение 1967–70-х годов, когда египтяне, а чаще советские военные специалисты довольно успешно действовали против израильских военно-воздушных сил. Тогда не было ни эффекта внезапности, ни политической воли на полное подавление сопротивления противника, и Израиль понес довольно болезненные потери. Вспоминается, конечно же, и война Судного дня 1973 года. В 1973 году израильская армия понесла тяжелые потери, и значительную роль в этом сыграли поставки советских самолетов и зенитно-ракетных комплексов в арабские страны. Я очень надеюсь, что в нынешних условиях события не будут развиваться по столь кровавым сценариям. Тогда Советский Союз фактически воевал против Израиля, хотя и декларировал только участие военных советников. Сейчас Россия в Сирии хоть и является фактическим союзником противников Израиля, то есть сирийской армии, "Хезболлы", иранских сил, но открыто израильской армии не противостоит. Надеюсь, что этот статус-кво останется неизменным и после того, как произошла трагедия с российским самолетом Ил-20, и после поставок сирийцам С-300. Я почти уверен, что инциденты с российскими военными будут происходить в Сирии и в будущем, до тех пор, пока российская армия не покинет этот неспокойный регион. Причиной таких инцидентов, думаю, будет прежде всего несогласованность действий российских и сирийских военных, а также ошибки ПВО. Худшее, что может произойти с россиянами в ходе этой сирийской кампании, это ввязывание в крупный региональный вооруженный конфликт. Я очень надеюсь, что в Москве это осознают, – говорит главный редактор сайта newsru.co.il Евгений Финкель.
События 17 сентября стали не первым инцидентом с участием российских и израильских военных за время войны в Сирии. 29 ноября 2015 года российский военный самолет нарушил израильское воздушное пространство над Голанскими высотами, но инцидент завершился без серьезных последствий. Не первый раз сирийские ПВО применяют против израильской авиации и российские зенитно-ракетные комплексы: так, 11 февраля 2018 года сирийские ПВО смогли попасть в израильский истребитель F-16, атаковавший базу иранских беспилотников в районе Пальмиры. В результате самолет упал на территории Израиля, летчики смогли катапультироваться.
Самой громкой израильской операцией на сирийской территории за последние годы, пожалуй, остается уничтожение строящегося Ираном ядерного реактора в районе Дейр эз-Зора еще до начала гражданской войны в Сирии: в марте 2018 года, спустя 11 лет, Израиль официально признал свою ответственность за этот удар (что случается крайне редко), а Биньямин Нетаньяху в очередной раз заявил, что его государство не позволит Ирану разрабатывать ядерное оружие, строить в Сирии любые производственные мощности, которые могут угрожать Израилю, или передавать любое современное оружие "Хезболле".