Госдума вводит наказания за систематическое уклонение от исполнения требований суда об удалении и опровержении информации.
18 сентября 2018 года Госдума России приняла во втором чтении два законопроекта, которые предусматривают ужесточение ответственности за неисполнение решений суда об удалении и опровержении информации.
Первый законопроект вводит в статью 17.15 КоАП две новые части. Часть 1.2 касается тех, кто не исполнил требования о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации не только добровольно, но и в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В этом случае граждан планируется штрафовать на сумму от 5 до 20 тысяч рублей, должностных лиц – от 10 до 50 тысяч, юридических лиц – от 50 до 200 тысяч.
Новая часть 4 статьи 17.15 КоАП будет карать тех, кто не исполнил те же требования уже после того, как приставы наложили штраф и установили новый срок для исполнения. В этом случае речь идет для граждан о штрафе в размере от 10 до 25 тысяч рублей, или аресте на срок до 10 суток, или обязательных работах на срок до 120 часов; для должностных лиц – о штрафе от 15 до 50 тысяч рублей, или аресте до 15 суток, или обязательных работах до 200 часов; для юрлиц – о штрафе от 50 до 200 тысяч рублей.
Второй законопроект, исправленный по сравнению с первым чтением, предусматривает введение в ст. 315 УК новой части 1. Действие этого уголовного состава будет распространяться на тех, кто не исполняет судебное решение или препятствует его исполнению и при этом ранее был наказан по ч. 4 ст. 17.15 КоАП за неисполнение требований того же судебного акта. Предлагаемые наказания – штраф от 50 тысяч рублей или в размере дохода за полгода, обязательные работы на срок до 240 часов, исправительные работы на срок до года, арест до трех месяцев, лишение свободы до года.
С нашей точки зрения, нельзя исключать, что суды будут требовать от граждан прекращать распространение не только недостоверных или порочащих сведений, но и другой информации, распространение которой запрещено в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", законами "Об информации" и "О СМИ". Таким образом, нововведения в КоАП и УК могут затронуть и тех, кто отказывается удалять материалы, запрещенные на основе антиэкстремистских норм законодательства (хотя сейчас практика наложения судами таких обязательств об удалении экстремистских материалов, насколько нам известно, не распространена).
Точечное ужесточение санкций за неисполнение судебных решений именно в области распространения информации, на наш взгляд, свидетельствует о том, что российские власти по-прежнему рассматривают эту сферу как представляющую особую угрозу и нуждающуюся во все более строгом контроле.