Скандал с избиением заключенного Евгения Макарова в ярославской колонии №1 (ИК-1) привел к первым последствиям: 17 человек отстранены от работы, еще шестеро — задержаны по подозрению в превышении полномочий. При этом адвокат Макарова, юрист фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова, была вынуждена покинуть страну. По ее словам, ей угрожали оставшиеся на свободе сотрудники ИК №1. Интернет-журнал «7x7» собрал информацию о колонии: как она зарабатывала, что говорят о сотрудниках заключенные, как устроен ее быт и что происходит сейчас.
Что произошло после проверки Следственного комитета
22 июля ярославский омбудсмен Сергей Бабуркин сообщал, что в ИК отстранили от работы 17 сотрудников, которые могут быть причастны к избиениям заключенного Евгения Макарова. Журналисты «Новой газеты» при этом насчитали 18 человек, которые участвовали в избиении Макарова или находились в том же помещении во время пыток. 23 июля пресс-служба Следственного управления Следственного комитета (СУСК), сообщила о задержании шестерых подозреваемых в избиении. Решение о мере пресечения для них могут выбрать 24 июля.
В пресс-службе фонда «Общественный вердикт», юристы которого смогли достать видеозапись пыток в колонии, рассказали, что адвокат Ирина Бирюкова, защищающая интересы Макарова, была вынуждена уехать из России из-за угроз. По ее словам, сотрудники ИК-1, которые не причастны к избиению Макарова и остаются на свободе, намерены отомстить ей за публикацию видео пыток.
В пресс-службе ярославского СУСК заявили, что начали доследственную проверку и если угрозы Бирюковой подтвердятся, ей предоставят государственную защиту.
— Решается вопрос о возбуждении уголовного дела, — рассказала корреспонденту «7x7» представитель Следственного комитета Кристина Гузовская.
Председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов добавил, что «если человек помог установлению законности, то закон должен быть на его стороне».
Ярославские следователи также проверяют своего бывшего коллегу Родиона Свирского, который в июле 2017 года отказался возбуждать уголовное дело о пытках Евгения Макарова. Осенью того же года он уволился из ведомства по собственному желанию.
Проверяют ярославское управление ФСИН — для этого из Москвы приехали сотрудники ФСБ.
Чем закончился визит главы президентского СПЧ Федотова в ИК-1
Глава совета по правам человека (СПЧ) при президенте России Михаил Федотов после проверки ИК-1 23 июня рассказал журналистам, что следователь Свирский, который отказался возбуждать дело о пытках Макарова, и его начальник подполковник юстиции Антон Морозов не видели, как того били несколько сотрудников колонии. У них, по данным Федотова, было только видео того, как Макаров пререкается с оперативниками и сопротивляется им при выходе из камеры.
— Следователь мог проявить настойчивость и найти недостающую видеозапись, — сказал Федотов. — Ему показывают, как заключенного вытаскивают из камеры, волокут и на этом видео обрывается. А в медосвидетельствовании у него «обширные гематомы ступней ног». Значит, чего-то не хватает. Мы слишком обленились, нужно, чтобы нам принесли видеозапись на блюдечке с каемочкой. Это был урок для ФСИН — нужно строже подходить к отбору сотрудников. Это тяжелая работа требует высоких моральных качеств, с этим не все справляются. Нужно, чтобы отбор был строже, и условия более благоприятные. Когда младший инспектор получает небольшую зарплату — это стыдно.
Также Федотов потребовал усовершенствовать работу с видеорегистрацией событий в колонии.
Замглавы ФСИН Анатолий Рудый напомнил журналистам, что у Макарова насчитали 130 взысканий за время отбытия наказания. По его мнению, заключенный провоцировал работников колонии, и они «ошиблись».
Что сообщалось о жизни колонии официально
За последние полтора года пресс-служба ярославской УФСИН публиковала про ИК-1 исключительно положительные новости. Зимой 2017 колонию посещал ярославский уполномоченный по правам человека Сергей Бабуркин. Другие новости посвящены визиту ветерана, открытию класса дистанционного обучения и реконструкции храма на территории колонии. Только в последней публикации от 20 июля на сайте УФСИН сообщается о проверке, которая началась по факту избиения.
Что было известно о пытках в ИК-1 до инцидента с видео
В ярославской ИК-1 отбывали наказание два участника «Болотного дела» — Иван Непомнящих и Дмитрий Ишевский. Их осудили за участие в акции 6 мая 2012 года на Болотной площади. Непомнящих приговорили к 2,5 годам, Ишевского — к 3 годам и 2 месяцам.
24 апреля 2017 года правозащитники из фонда «Общественный вердикт» сообщили об избиении Непомнящих и двух его сокамерников — Руслана Вахапова и Евгения Макарова. Сотрудников фонда, которые защищали Непомнящих, несколько дней не пускали к подзащитному. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял специальные меры и потребовал, чтобы юристов и врачей допустили к осужденным.
Врачи подтвердили факт травм. Журналисты «Новой газеты» уже тогда назвали ярославскую ИК-1 пыточной и заявляли о доказательствах, собранных редакцией. Во время скандала с избиением Непомнящих и его сокамерников предыдущий руководитель колонии Александр Чирва ушел в отставку — 18 мая стало известно, что он вышел в отпуск с последующим увольнением. За день до этого в ИК-1 умер заключенный, гражданин Грузии Важа Бочоришвили — по официальной версии из-за проблем с печенью. За несколько месяцев до этого Бочоришвили, болевшего гепатитом, избили «люди в масках», у мужчины отказала печень.
Член региональной Общественной наблюдательной комиссии Нур-Эл Хасиев подтвердил «7x7», что знал о пытках в колонии.
Как зарабатывает колония: мебель, окна и заказы для Министерства обороны
В колонии работает Центр трудовой адаптации осужденных. В нем организованы производство гофрокартона и гофротары, обработка древесины, изготовление мебели для государственных учреждений, а также каркасов для мягкой мебели. Работает цех по изготовлению пластиковых окон и участок по производству деревянных изделий, в том числе — срубов домов и бань. В колонии работает швейное производство, в прайс-листе говорится , что у учреждения можно купить, например, зимнюю куртку «Бригадир» и летний костюм «Премьер» за 1 420 и 1 900 руб. соответственно. В 2014 году колония купила оборудование и начала производить профнастил для крыш и ограждений, металлические урны, ограды, скамейки, а также мангалы и шампуры.
По данным портала Госзакупок, за последние несколько лет ИК заключила контрактов на поставку своей продукции более чем на 270 млн рублей. Большая часть этой суммы — оплата за поставки продукции внутри системы регионального УФСИН. Единственный внешний заказчик колонии — московское Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов, для которого заключенные колонии изготавливают комплектующие и радиопоглощающие комплекты. Затем их поставляют для Министерства обороны России — ими накрывают и маскируют военную технику.
Что известно о быте заключенных
Бывший заключенный колонии Руслан Вахапов рассказал корреспонденту «7x7», что самый востребованный среди заключенных ИК-1 товар — это спирт. По его словам, SIM-карту можно нелегально купить за 500 рублей, телефон стоит от 3 000 рублей, можно также приобрести наркотики. Адвокат Бирюкова подтвердила «7x7», что располагает такой же информацией о ИК-1.
В соцсети «ВКонтакте» по геотэгам можно найти аккаунты с фотографиями, сделанными в похожей на ИК-1 обстановке.
Что известно о некоторых сотрудниках ИК-1, снятых на видео с избиением
Бывший заключенный Вахапов также дал характеристики некоторым сотрудникам колонии, которые появляются на видео с избиением Макарова. «7x7» специально приводит не их имена, а прозвища, которые дали им заключенные.
Оперативник по прозвищу СС. Любит бить заключенных в ухо или сразу в оба, что вызывает глухоту и дезориентацию. По информации заключенных, он причастен к избиениям грузина Важи Бочоришвили, который умер в 2017 году в ИК-1.
Оперативник по прозвищу Негр. По мнению заключенных, он причастен к торговле наркотиками в ИК-1. Его родственник работает в Следственном комитете, поэтому он уверен, что будет только свидетелем.
Сотрудник по прозвищу Прыщ. Работает в системе ФСИН 10 лет. Его неоднократно замечали в состоянии наркотического опьянения.
Сотрудник по прозвищу Губа. Год назад был начальником отряда. [По воспоминаниям Ивана Непомнящих, он «однажды летом поставил стул на улице, уселся на него и материл на чем свет стоит всех заключенных, которых видел»].
Сотрудник по прозвищу Милка. «Нормальный, просто попал под замес».
Начальник одного из отрядов по прозвищу Алексей. «В его отряде заключенные изнасиловали втроем одного парня. Получили за это по 15 суток штрафного изолятора и все», — рассказывает Вахапов.
Сотрудник по прозвищу Седло. Родом из Даниловского района, в последнее время был жесток с заключенными.
Сотрудник по прозвищу Рыжий пес. На видео «Новой газеты» кричит Макарову: «Ты меня назвал рыжей псиной?». Заключенные считают его провокатором и отмечают любовь к избиениям этапированных заключенных. Учится на юриста.
Два брата по прозвищу Осетины. Одного из них также называют Софийским (в областном городе Рыбинске работает СИЗО «Софийка», находящийся на месте бывшего монастыря). Софийский любит переодеваться в форму спецназа и бить заключенных. Сейчас оба брата работают в СИЗО №1 («Коровники»).
Сотрудник по прозвищу Грязный. Часто бывает пьян, нормально относится к заключенным.
Сотрудник по прозвищу Брежнева. Плохо относится к заключенным, «не гнушается ничем» из-за чего даже имел проблемы с одной из национальных диаспор Ярославля.
Сотрудник по прозвищу Понос. Любит смотреть, как обыскивают заключенных.