3 июля 2017 г. Европейский Суд постановлением Палаты по делу «Волокитин и другие против России» (дело № 74087/10 и 13 других) единогласно вынес решение о том, что имело место нарушение статьи 1 протокола № 1 (защита собственности) Европейской конвенции по правам человека в отношении некоторых заявителей. Европейский Суд постановил выплатить трем заявителям различные суммы материального ущерба и по 1800 евро каждому в качестве компенсации морального вреда. В отношении остальных заявителей Европейский Суд постановил, что само признание нарушения их прав со стороны Российской Федерации является достаточной компенсацией морального вреда. Шести заявителям были присуждены компенсации судебных и других расходов в размере от 30 до 1500 евро.
Европейский Суд признал, что власти Российской Федерации взяли на себя обязательства погасить облигации государственного внутреннего займа, однако не привели в исполнение разработанный механизм по их погашению, что повлекло нарушение имущественных прав заявителей.
Кроме того, Европейский Суд отметил существование в Российской Федерации структурной проблемы в отношении выплаты таких долгов, а также направил рекомендацию Правительству Российской Федерации и Комитету министров Совета Европы обсудить возможные дальнейшие шаги для преодоления имеющейся проблемы.
Дело включало в себя жалобы 15 заявителей (поданы в период с 24 ноября 2010 г. по 3 февраля 2016 г.) из различных регионов Российской Федерации, которые приобрели облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года. Данные облигации заявителей Российской Федерацией погашены не были. После распада СССР Правительство Российской Федерации в 1992 году признало себя правопреемником по обязательствам бывшего СССР, в том числе по облигациям 1982 года. В период с 1995 по 2000 годы в Российской Федерации был принят ряд законов и постановлений, регулирующих конвертацию ценных бумаг, в том числе облигаций государственного внутреннего займа, в долговые обязательства Российской Федерации. Однако исполнение соответствующих нормативных правовых актов было приостановлено до 2017 – 2020 годов.
В ходе рассмотрения дела было отмечено, что подобные жалобы уже подлежали рассмотрению. Европейский Суд определил, что с того времени как Российская Федерация взяла на себя обязательства по погашению облигаций 1982 года, заявители по данному делу вели затяжные судебные процессы против Российской Федерации, начиная с ратификации протокола № 1 Европейской конвенции по правам человека в мае 1998 года, вплоть до даты подачи жалоб в Европейский Суд и до настоящего времени. И хотя Российская Федерация создала нормативную базу для урегулирования данной проблемы, процесс, по непонятным для Европейского Суда причинам, с 2003 года был приостановлен. Власти Российской Федерации не предприняли необходимых действий ни для выплаты компенсации по долгам, ни для расчета суммы непогашенных обязательств.
Принимая во внимание экономическую нестабильность в Российской Федерации, которой можно было объяснить некоторые финансовые ограничения, Европейский Суд не нашел достаточными объяснения Правительства Российской Федерации, почему спустя 20 лет заявители не получили причитающиеся им выплаты.
При рассмотрении данного дела Европейский Суд разделил заявителей на две группы: те, кто представил достаточные сведения о происхождении их облигаций, и те, кто этого не сделал. Европейским Судом было отмечено, что имело существенное значение время приобретения облигаций, поскольку, принимая во внимание инфляцию и девальвацию валюты в постсоветский период, от этого зависит сумма компенсации.
Европейский Суд отметил, что нынешнее решение аналогично предыдущим делам, которые рассматривались ранее. В этой связи Европейский Суд отметил отсутствие прогресса в исполнительном производстве и пришел к выводу о наличии структурной проблемы в связи с продолжающимся невыполнением российскими властями мер по предоставлению компенсации для держателей облигаций.