Ко второму чтению в Госдуме новый законопроект о СМИ-"иноагентах" подготовлен в исправленном виде.

3 июля 2018 года комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел поправки к законопроекту, расширяющему законодательство в сфере отношений с "иностранными агентами", и рекомендовал его к принятию во втором чтении.

Законопроект, изменяющий положения законов "О СМИ" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", был внесен в Госдуму в декабре 2017 года и был одобрен в первом чтении в январе 2018 года. Он предусматривает возможность признания СМИ-"иностранными агентами" физических лиц и устанавливает порядок распространения информации СМИ-"иностранными агентами".

Текст законопроекта уточнен таким образом, чтобы физическое лицо можно было признать СМИ-"иностранным агентом" только в том случае, если оно одновременно распространяет материалы других СМИ-"иностранных агентов" или участвует в их создании и получает финансирование из-за рубежа, от российских СМИ-"иноагентов", учрежденных ими юрлиц или финансируемых из-за рубежа юрлиц. Аналогичным образом СМИ-"иностранным агентом" может быть признано физическое лицо, само создающее информационные материалы и получающее зарубежное финансирование "Мы уточнили: чтобы именно физическое лицо было признано иноагентом, недостаточно просто перепостить информацию", – заметил председатель комитета Леонид Левин.

По его словам, предполагается, что физическое лицо с таким статусом должно будет действовать как "физическое лицо в рамках закона об НКО-иноагентах ... и сдавать отчетность в Минюст в рамках тех форм отчетности, которые существуют в законе об иноагентах". СМИ-"иноагенты" должны будут ежегодно проходить аудит и отчитываться о деятельности раз в полгода, а также маркировать свои материалы в порядке, установленном правительством.

"Для дополнительной защиты физлиц от случайных решений" новые поправки предусматривают передачу полномочий по принятию решений о включении физических и юридических лиц в список СМИ-"иностранных агентов" Генеральной прокуратуре и Министерству иностранных дел, добавил Левин. При этом у Минюста остается лишь техническая функция по ведению реестра. Предполагается, что после принятия решения о признании СМИ-"иностранным агентом" лицу дается 30 дней на регистрацию или создание юрлица-"иностранного агента" в России, а в случае невыполнения этого требования на него налагается штраф.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой пояснил, что признавать физлиц СМИ-"иностранными агентами" власти намереваются только в качестве ответной меры на действия иностранных государств – например, США.

Левин также уточнил, что поправки исключают предложенную в первом чтении меру по внесудебной блокировке любых сайтов, распространяющих материалы СМИ-"иностранных агентов" без соответствующей маркировки. Осталось ли в тексте законопроекта положение, позволяющее в установленном правительством порядке блокировать сайты самих СМИ-"иноагентов", нарушивших порядок регистрации, пока неясно.

Принятый в первом чтении текст законопроекта предусматривал также, что юрлица со статусом "иностранного агента" смогут учреждать российские СМИ только по правилам, предусмотренным для иностранных инвесторов (не более 20 % в капитале). Кроме того, предполагалось, что для телерадиовещания наличие указаний на статус СМИ-"иностранного агента" при распространении его информации должно стать лицензионным требованием, а учрежденные "иностранными агентами" СМИ должны включать соответствующее указание в выходные данные. Эти положения законопроекта Левин никак не прокомментировал – вероятно, рассмотренные комитетом поправки их не затронули.

Мы полагаем, что введение в законодательство статуса СМИ-"иностранных агентов" и ограничение их деятельности свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова в России.