Арбитражный суд отказал кинотеатру "Пионер" в удовлетворении исковых требований.
28 июня 2018 года Арбитражный суд Москвы отказал ООО "Чентромобиле-Пионер", управляющему кинотеатром "Пионер", в признании незаконным решения об отзыве прокатного удостоверения на показ кинокомедии "Смерть Сталина".
Иск был подан в апреле. "Пионер" в январе провел два показа "Смерти Сталина", заявив, что не получал официального уведомления об отзыве прокатного удостоверения. После этого он был после оштрафован. В иск к Минкульту кинотеатр утверждал, что мотивировка отзыва прокатного удостоверения не была документально оформлена, а процедура отзыва не была соблюдена. Более того, после отзыва удостоверения Минкульт сообщил, что направит фильм в Генпрокуратуру для проверки на предмет экстремизма, однако на адвокатский запрос представителя "Пионера" прокуратура ответила, что даже не инициировала такого исследования, поскольку Минкульт за ним не обращался.
Минкульт заявил в суде, что распространил информацию об отзыве удостоверения, внеся ее в свой регистр и опубликовав на сайте, а также распространив в СМИ. Кроме того, права "Пионера", по мнению Минкульта, не были ущемлены, так как прокатчик (компания "Вольга") не был обязан передавать фильм в кинотеатры после получения прокатного удостоверения. Суд поддержал эти доводы. Адвокат "Пионера" сообщил, что кинотеатр будет обжаловать это решение и готов дойти до Конституционного суда.
Ранее законность отзыва прокатного удостоверения "Смерти Сталина" пытались оспорить правозащитник Эрнест Мезак и Роман Галасун, однако Сыктывкарский городской суд прекратил производство по делу, посчитав, что факт отзыва удостоверения затрагивает интересы только прокатчика.
Прокатное удостоверение на показ комедии "Смерть Сталина" режиссера Армандо Иануччи было отозвано 23 января 2018 года, незадолго до ее выхода в прокат, в связи с тем, что юристы Минкульта и общественный совет ведомства усмотрели в кинокартине оскорбительные трактовки истории и признаки "возбуждения ненависти и вражды, унижения достоинства российского (советского) человека, пропаганды неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности".
Мы сомневаемся в том, что в этом кинофильме можно было усмотреть признаки этнической ксенофобии. Что касается трактовок исторических событий и характеристик исторических личностей, то сами по себе они не являются объектом антиэкстремистского правового регулирования.