В Первомайском районном суде Краснодара во время судебного заседания адвокат Михаил Беньяш был выдворен из зала суда полицейскими с применением насилия. Он собирается пожаловаться в Следственный комитет на превышение полномочий сотрудниками полиции.
6 мая в Первомайском районном суде Краснодара состоялось заседание по обвинению участников протестной акции, состоявшейся за день до этого. Интересы Каролины Задойновой, обвиняемой в нарушении порядка проведения публичного мероприятия и неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции, представлял Беньяш.
В начале заседания адвокат заявил ходатайство о предоставлении времени для ознакомления с делом и допуске в зал судебного заседания находившихся на улице перед зданием суда общественных защитников и других лиц, заинтересованных в ходе процесса. Судья предоставил адвокату пять минут на ознакомление с делом и удалился на перерыв. После возвращения судьи адвокат напомнил о втором ходатайстве, на что получил ответ – указанных лиц нет в коридоре.
Беньяш пояснил, что они стоят на улице, рядом со зданием суда, потому что внутрь их не пускают. На это судья напомнил, что суд является режимным объектом, а обеспечение явки заинтересованных лиц не входит в обязанности суда. Кроме того, судья пригрозил адвокату удалением из зала суда, если он продолжит спорить. Защитника это не остановило и он в свою очередь обвинил судью в нарушении закона, так как тот не допускает граждан к участию в открытом судебном заседании.
После этого, как рассказал Беньяш "Адвокатской газете", "сзади подошли двое сотрудников полиции, подняли за руки и буквально швырнули к дверям, после чего вытолкали в фойе". Когда адвокат сказал, что в зале судебных заседаний остались его вещи, и попытался войти в него, сотрудники полиции схватили и отбросили его на рамку металлоискателя высотой 2,5 м, после чего адвокат упал на пол, а ему на ногу упала сломавшаяся рамка.
Сотрудники суда вызвали скорую помощь и оперативную группу. У адвоката диагностировали ушиб ноги, он настаивал на необходимости зафиксировать происходившее в протоколе, однако прибывший участковый ограничился составлением акта опроса адвоката и свидетелей.
Защиту Задойновой продолжил адвокат по назначению, фамилия которой не была указана в судебном постановлении и против участия которой возражала сама обвиняемая. Судья также "забраковал" ходатайство Задойновой о допуске общественного защитника.
Кроме того, суд не допустил Беньяша ни в одно из заседаний, которые состоялись позднее в тот же день.
Адвокат сообщил, что готовит обращение в АП Краснодарского края и Комиссию по защите профессиональных прав адвокатов. Также он планирует подать заявление в Следственный комитет о превышении полномочий сотрудниками полиции.
"Применение силы к защитнику только за то, что он не согласился с незаконным решением суда, просто немыслимо и делает невозможной защиту граждан в принципе", – Михаил Беньяш.
"Если со стороной обвинения невозможно спорить и не соглашаться, то процесс лишается своей основной характеристики – состязательности. А судебный процесс, лишенный при этом открытости, превращается в некий закрытый административный трибунал, не предусматривающий состязательности, в котором защите отведена исключительно декоративная роль", – подчеркнул адвокат. Он выразил надежду, что адвокатское сообщество обратит внимание на ситуацию и окажет "посильную помощь".
Судья, который рассматривал дело Задойновой, – Виталий Кожевников. В феврале этого года ККС Краснодарского края привлекла его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения за совершение дисциплинарного проступка. Задойнова также намерена пожаловаться на его действия в квалифколлегию.