ЕСПЧ коммуницировал жалобу осужденного за экстремизм из-за чужого сообщения в интернете
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) готовится к рассмотрению первой жалобы из России на приговор за репост в интернете. Страсбург коммуницировал жалобу жителя Челябинска Константина Жаринова, осужденного за размещение на его странице в соцсети поста запрещенной в РФ организации «Правый сектор». При этом организация была признана экстремистской только спустя полгода после того, как против господина Жаринова было выдвинуто обвинение. ЕСПЧ задал вопросы российским властям, в том числе о том, был ли соблюден баланс при вынесении приговора за репост и насколько публикация была вредна обществу.
Как стало известно “Ъ”, Европейский суд по правам человека признал подлежащей рассмотрению жалобу челябинского блогера Константина Жаринова, поданную в 2015 году и ставшую первым заявлением в Страсбург на приговор за репост в интернете. Дело господина Жаринова также стало одним из первых в России случаев привлечения к уголовной ответственности за перепост в социальных сетях. По данным следствия, 1 марта 2014 года блогер разместил на своей странице «ВКонтакте» пост украинской националистической организации «Правый сектор», авторы которого призывали россиян к восстанию против местных властей. Уже 4 марта ему было вынесено прокурорское предупреждение, после чего владелец страницы пост удалил. Как отметила “Ъ” адвокат международной правозащитной группы «Агора» Ирина Хрунова, представляющая интересы господина Жаринова в ЕСПЧ, Верховный суд признал «Правый сектор» экстремистской организацией и запретил ее в РФ лишь 17 ноября 2014 года, что, однако, не помешало правоохранительным органам еще в апреле 2014 года привлечь блогера к уголовной ответственности по ст. 280 УК (призывы к осуществлению экстремистской деятельности).
В сентябре 2015 года Константин Жаринов был приговорен к двум годам лишения свободы условно, но тут же был амнистирован. При этом прокурор в ходе процесса требовал реального лишения свободы сроком на три года.
Как отмечается в жалобе в ЕСПЧ, сам факт уголовного преследования господин Жаринов считает чрезмерным, поскольку он сразу же подчинился прокурорам, как только они потребовали удалить текст.
ЕСПЧ задал российским властям ряд вопросов в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в рамках стандартов о свободе слова, пояснила госпожа Хрунова: «ЕСПЧ интересуется, действительно ли было такое преследование за репост и за это ли вынесено наказание. Были ли преследование и приговор основаны на законе? Насколько закон у нас четко сформулирован? Например, у нас это очень нечеткая формулировка понятия “экстремизм”, и граждане не могут понять, что в принципе может попасть под эту формулировку. И последний вопрос: насколько это необходимо в демократическом обществе и соблюден ли баланс? То есть насколько необходимо было наказывать человека за картинку и насколько эта картинка вредна обществу».
«Правительству РФ было предложено представить заявление вместе с замечаниями к 17 сентября 2018 года,— говорится в письме ЕСПЧ в адрес госпожи Хруновой.— Также правительству предложено к этому числу указать их позицию относительно дружественного урегулирования этого дела».
Напомним, дело господина Жаринова стало одним из дел, которые в итоге побудили пленум Верховного суда РФ уточнить свою правовую позицию: «При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней». Таким образом, судьи указали, что приговор просто за репост, не сопровождающийся комментарием с мнением, может не устоять в вышестоящем суде.
Как ранее сообщал “Ъ”, с 2011 года количество осужденных в России по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса выросло в четыре раза (см. "Ъ" за 19 апреля 2018 года). Только по ст. 280 УК РФ в 2011 году было 149 приговоров, а в 2017 году — 604 приговора. А с начала этого года правоохранительные органы стали задерживать граждан за репосты по ст. 20.2 КоАП (нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий; см. "Ъ" за 23 мая 2018 года). На этой неделе три соратника оппозиционера Алексея Навального были отправлены на 25 и 30 суток под административный арест за ретвиты призывов на акцию протеста 5 мая в соцсети Twitter. При этом репосты были сделаны до официального оглашения мнения властей о несогласованности мероприятия.