Мы, нижеподписавшиеся 26 международных правозащитных организации в сфере медиа и интернет-свобод, решительно осуждаем попытки Российской Федерации заблокировать интернет-мессенджер Telegram, результатом которых стали широкомасштабные нарушения свободы выражения мнения и доступа к информации, и в т.ч. массовая блокировка сторонних вебсайтов.
Мы призываем Россию остановить блокировку Telegram и прекратить беспрестанные нападки на свободу интернета в целом. Мы также призываем Организацию Объединенных Наций, Совет Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки и другие заинтересованные правительства оспорить действия России и поддержать основополагающие права на свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни в интернете и вне его. Наконец, мы призываем интернет-компании противостоять необоснованным и неправовым требованиям, нарушающим права их пользователей.
Массовые перебои в работе интернета
13 апреля 2018 г. Таганский районный суд Москвы удовлетворил запрос Роскомнадзора о блокировке доступа к Telegram на основании того, что компания не исполнила датированное 2017 годом распоряжение передать ключи шифрования Федеральной службе безопасности (ФСБ). С того времени действия, предпринятые российскими органами власти с целью ограничить доступ к Telegram, привели к массовым перебоям в работе интернета, в т.ч.:
- 16-18 апреля 2018 года Роскомнадзор отдал указание о блокировке почти 20 миллионов IP-адресов в попытке ограничить доступ к Telegram. Значительная часть заблокированных адресов принадлежит международным интернет-компаниям, в т.ч. Google, Amazon и Microsoft. В настоящее время XX из них остаются заблокированными.
- Массовая блокировка IP-адресов негативно влияет на большое число сетевых сервисов, которые не имеют никакого отношения к Telegram, в числе прочего интернет-банкинг и сайты бронирования гостиниц, электронная коммерция и покупка авиабилетов.
- Международная правозащитная группа Агора, представляющая Telegram в России, сообщила, что были получены запросы о помощи в связи с массовыми блокировками от около 60 компаний, включая интернет-магазины, службы доставки и разработчиков программного обеспечения.
- По меньшей мере шесть интернет-СМИ (Петербургский дневник, Coda Story, FlashNord, FlashSiberia, Тайга.инфо, и 7×7) пострадали от временного ограничения доступа к их вебсайтам.
- 17 апреля 2018 года Роскомнадзор потребовал от Google и Apple удалить приложение Telegram из магазинов приложений, несмотря на отсутствие в российском законодательстве оснований для такого требования. Приложение на данный момент остается доступным, однако Telegram не может предоставить обновление для улучшения доступа через прокси-серверы.
- Провайдеры виртуальных частных сетей (VPN), такие как TgVPN, Le VPN и VeeSecurity, также были заблокированы из-за предоставления альтернативных средств доступа к Telegram. Федеральный закон 276-ФЗ запрещает использование VPN и интернет-анонимайзеров для предоставления доступа к вебсайтам, заблокированным в России, и дает полномочия Роскомнадзору по блокировке любого сайта, объясняющего, как пользоваться такими сервисами.
История ограничительного законодательного регулирования интернета
В течение последних шести лет Россия приняла большое число законов, ограничивающих свободу выражения мнения и право на неприкосновенность частной жизни в интернете. В их число входит создание в 2012 г. черного списка интернет-сайтов, администрируемого Роскомнадзором, и поэтапное расширение оснований для блокировки вебсайтов, включая блокировку без решения суда.
Принятый в 2016 году т.н. «закон Яровой», нацеленный на «борьбу с экстремизмом», налагает обязательства на всех операторов связи и интернет-провайдеров хранить метаданные пользователей, предоставлять ключи шифрования по запросу органов безопасности и использовать исключительно методы шифрования, одобренные российским правительством, на практике это означает создание «бэкдора» для сотрудников российских органов безопасности для доступа к данным, трафику и коммуникациями интернет-пользователей.
В октябре 2017 года мировой судья признал Telegram виновным в совершении административного правонарушения в связи с непредоставлением ключей шифрования российским властям, что, по заявлению компании, невозможно сделать в силу использования Telegram сквозного шифрования. На компанию был наложен штраф в размере 800 000 рублей. Апелляция Telegram по административному делу была отклонена в марте 2018 года, что дало российским органам власти формальные основания для блокировки Telegram в России в соответствии со статьей 15.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Недавние меры, принятые российскими органами власти в отношении Telegram, имеют серьезные последствия для свободы выражения мнения и права на неприкосновенность частной жизни в интернете в России и по всему миру:
- Для российских пользователей такие приложения, как Telegram и другие подобные сервисы, стремящиеся предоставить защищенную связь, критически важны для обеспечения безопасности. Они представляют собой важный источник информации о важнейших проблемах политической, экономической и общественной жизни, свободный от неоправданного вмешательства правительства. Для СМИ и журналистов в России и за ее пределами Telegram служит не только платформой для обмена сообщениями с целью безопасного общения с источниками, но и площадкой для публикаций. Telegram-каналы представляют собой средство передачи и распространения контента для СМИ и отдельных журналистов и блогеров. С учетом прямого и косвенного контроля со стороны государства в отношении многих традиционных российских СМИ и самоцензуры, которую многие другие СМИ считают необходимым применять, каналы мгновенного обмена сообщениями, такие как Telegram, стали ключевым средством распространения идей и мнений.
- Компании, которые исполняют требования «закона Яровой», предоставляя правительствам «бэкдор» к своим сервисам, ставят под угрозу безопасность сетевых коммуникаций как своих российских пользователей, так и людей, с которыми они общаются за пределами страны. Журналисты особенно опасаются, что предоставление ФСБ доступа к данной информации поставит под угрозу их источники – краеугольный камень свободы печати. Исполнение компаниями требований закона также означает, что поставщики услуг связи готовы понижать стандарты шифрования и подвергать риску личную информацию и безопасность всех своих пользователей в качестве одной из издержек ведения бизнеса.
- В июле 2018 года вступят в силу статьи «закона Яровой», требующие, чтобы компании хранили все голосовые и текстовые сообщения в течение шести месяцев и открывали к ним доступ органам безопасности в отсутствие решения суда. Это повлияет на общение людей в России и за ее границами.
Такие попытки российских органов власти контролировать сетевые коммуникации и ограничивать неприкосновенность частной жизни выходят далеко за границы необходимости и соразмерности в рамках борьбы с терроризмом и нарушают международное законодательство.
Международные стандарты
- Блокировка вебсайтов или приложений представляет собой крайнюю меру, аналогичную запрету газеты или отзыву лицензии у телевизионной станции. Как таковая она с большой вероятностью в подавляющем большинстве случаев представляет собой несоразмерное вмешательство в свободу выражения мнения и свободу СМИ и должна подлежать строгому контролю. Любые меры по блокировке по меньшей мере должны быть четко сформулированы в рамках закона и требовать рассмотрения судом того, является ли полная блокировка доступа к онлайн-сервису необходимой и соответствует ли критериям, установленным и применяемым Европейским судом по правам человека. Блокировка Telegram и связанные с ней действия очевидным образом не соответствуют данному стандарту.
- Различные требования «закона Яровой» явно противоречат международным стандартам в отношении шифрования и анонимности в соответствии с Докладом Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение 2015 года (A/HRC/29/32). Специальный докладчик ООН лично обратился к российскому правительству, выразив серьезное беспокойство, относительно чрезмерных ограничений, налагаемых «законом Яровой» на права на свободу выражения мнения и на неприкосновенность частной жизни в интернете. Европейский суд постановил, что подобные обязательства по хранению данных являются несовместимыми с Хартией Европейского Союза по правам человека. Хотя Европейский суд по правам человека пока не принял решение относительно совместимости положений российского законодательства о раскрытии ключей шифрования с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, он постановил, что российский правовой режим, регулирующий перехват сообщений, не обеспечивает адекватные и эффективные гарантии против произвола и риска злоупотреблений, присущих системе секретной слежки.
Мы, нижеподписавшиеся организации призываем:
- Российские органы власти гарантировать интернет-пользователям право публиковать и читать информацию в интернете анонимно и обеспечить, чтобы любые ограничения анонимности в интернете производились по распоряжению суда и полностью соответствовали требованиям Статей 17 и 19(3) Международного пакта о гражданских и политических правах и Статей 8 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, путем:
- Отказа от блокировки Telegram и воздержания от истребования у сервисов обмена сообщениями, таких как Telegram, ключей шифрования с целью получения доступа к частной информации пользователей;
- Отмены положений «закона Яровой», налагающих на интернет-провайдеров обязательство хранить все телекоммуникационные данные сроком до шести месяцев и требующих обязательного обеспечения «бэкдоров» шифрования, а также закона 2014 года о локализации персональных данных, предоставляющего органам безопасности легкий доступ к данным пользователей без достаточных мер защиты.
- Отмены Федерального закона 241-ФЗ, запрещающего анонимность пользователей интернет-мессенджеров, и Закона 276-ФЗ, запрещающего VPN-сервисам и интернет-анонимайзерам предоставлять доступ к вебсайтам, запрещенным в России;
- Внесения изменений в Федеральный закон 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с тем, чтобы процесс блокировки вебсайтов соответствовал международным стандартом. Всякое решение о блокировке доступа к вебсайту или приложению должно быть принято независимым судом и ограничено требованием необходимости и соразмерности законной цели. При рассмотрении запроса на блокировку суд или другой независимый судебный орган, в чьи полномочия входит принятие такого решения, должен рассмотреть его влияние на законный контент и возможность использования технологических средств для предотвращения излишней блокировки.
- Представителей Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и других заинтересованных правительств внимательно рассмотреть и открыто оспорить действия России с целью защиты основополагающих прав на свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни в интернете и вне его, в соответствии с соглашениями, имеющими обязательную юридическую силу, стороной которых является Россия.
- Интернет-компании противостоять требованиям, нарушающим международное право в области прав человека. Компании должны следовать Руководящим принципам предпринимательской деятельности в аспекте прав человека Организации Объединенных Наций, которые подчеркивают обязательство соблюдать права человека, применимое в рамках всей глобальной деятельности компании вне зависимости от места нахождения ее пользователей и исполнения государством своих обязательств в области защиты прав человека.
Подписи
- ARTICLE 19
- Международная Агора (Agora International)
- Access Now
- Amnesty International
- Asociatia pentru Tehnologie si Internet – ApTI
- Associação D3 — Defesa dos Direitos Digitais
- Committee to Protect Journalists
- Civil Rights Defenders
- Electronic Frontier Foundation
- Electronic Frontier Norway
- Electronic Privacy Information Centre (EPIC)
- Freedom House
- Human Rights House Foundation
- Human Rights Watch
- Index on Censorship
- International Media Support
- Международное Партнерство за Права Человека (International Partnership for Human Rights)
- ISOC Bulgaria
- Open Media
- Open Rights Group
- ПЕН Америка (PEN America)
- PEN International
- Privacy International
- Репортеры без границ (Reporters without Borders)
- WWW Foundation
- Xnet