12 июля 2013 года муниципальным комитетом Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края было принято решение № 216 «О назначении референдума на территории Славянского городского поселения», в соответствии с которым был назначен местный референдум по вопросу «Вы за запрет строительства терминала по перевалке угля на территории Славянского городского поселения?» на 8 сентября 2013 года. Референдум проводится по инициативе главы Славянского городского поселения и муниципального комитета Славянского городского поселения, выдвинутой ими совместно. В связи с принятием решения о назначении референдума Избирательной комиссией Приморского края направлено обращение в прокуратуру Приморского края о проведении проверки законности принятого решения. Избирательная комиссия Приморского края исходит из следующего: 1. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 7 Закона Приморского края «О местном референдуме в Приморском крае» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Часть 1 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Сформулированный вопрос референдума не может быть отнесен ни к одному из вопросов местного значения, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 2. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Выносимый на местный референдум вопрос представляет собой попытку несоразмерного ограничения конституционных прав граждан на частную собственность, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В случае принятия положительного решения на референдуме, его суть сводится к фактическому лишению всех хозяйствующих субъектов (любых форм собственности) возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную со строительством объектов по перевалке угля на территории Славянского городского поселения, на неопределенный срок, в том числе и при условии соблюдения ими всех, установленных законодательством Российской Федерации экологических (природоохранных) ограничений и требований. 3. Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Законодательство Российской Федерации не содержит такого понятия как «терминал по перевалке угля». Соответственно, данный термин может быть неоднозначно воспринят участниками референдума, которые будут вынуждены истолковывать его по своему усмотрению. Кроме того из существа вопроса следует неопределенность в части субъектов, которым адресован запрет, а также сроков и порядка реализации принятого решения, поскольку согласование и осуществление строительства объектов по перевалке угля проводится с участием федеральных органов исполнительной власти и не находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления Славянского городского поселения. 4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность использования различных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. В этой связи применение непосредственной формы осуществления местного самоуправления, какой является местный референдум, в качестве средства выявления мнения населения по вопросу о строительстве на территории поселения объектов, не имеющих признаков местного значения, представляется необоснованным. По мнению Избирательной комиссии Приморского края, в данном случае следует информировать население и выявлять его позицию применительно к деятельности органов местного самоуправления Славянского городского поселения в связи с возможностью строительства терминала по перевалке угля на территории поселения. Проведение собраний (конференций) граждан, которые предусмотрены статьями 29, 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с целью информирования населения о деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере и выработке направлений дальнейших действий (в том числе в части обращения в соответствующие государственные органы, внесения необходимых изменений в муниципальные правовые акты) в рассматриваемом случае представляет собой допустимую законом форму.