Фото: Анна Майорова / ТАСС
Волна обвинительных приговоров за экстремизм в киберпространстве продолжает расти. Если раньше уголовные дела в основном касались публикаций во «ВКонтакте», то теперь они расширяют свою виртуальную географию и переходят в мессенджеры, в том числе в Telegram. Одно из первых таких дел по антиэкстремистской статье рассматривается во Владивостоке, где по части 2 статьи 280 судят сторонника Алексея Навального.
Утро 14 марта для тридцатиоднолетнего юриста Дмитрия Третьякова началось так: в 8 часов в его квартиру в городе Спасск-Дальний с обыском по подозрению в совершении преступления экстремистской направленности пришли сотрудники ФСБ по Приморскому краю. У Дмитрия изъяли ноутбук и мобильный телефон, а самого его задержали и перевезли во Владивосток, где уже 16 марта во Фрунзенском районном суде следствие поставило вопрос об избрании ему меры пресечения.
Юристу Третьякову предложили признать вину, он отказался, в результате его поместили в СИЗО Владивостока на два месяца. Апелляционная жалоба на арест была оставлена без удовлетворения. Сегодня, 3 апреля, Фрунзенский районный суд оставил в силе решение о заключении Дмитрия под стражу.
Поводом для задержания Дмитрия Третьякова послужил репост сообщения из телеграм-канала журналиста Аркадия Бабченко от 13 июня 2017 года в открытую владивостокскую телеграм-группу сторонников политика Алексея Навального, посвященную подготовке к антикоррупционным митингам 12 июня 2017 года.
Дмитрий Третьяков. Фото: личная страница в Facebook
Несмотря на то что репост Третьяков сделал в июне 2017 года, уголовное дело было возбуждено только в январе 2018-го. Экспертиза, назначенная следствием, показала, что в тексте сообщения Аркадия Бабченко были экстремистские призывы, внимание экспертов привлекли строчки, в которых журналист якобы призывает оказывать силовое сопротивление правоохранительным органам, «ночевать на улице с кострами«, «ставить баррикады» и портить государственное имущество. Репост записи Дмитрий Третьяков сопроводил коротким сообщением «согласен». Однако даже этого примечания было достаточно для следствия, чтобы завести на него дело по части 2 статьи 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ или интернета). Статья предусматривает наказание вплоть до пяти лет лишения свободы.
Сам автор поста следствие не заинтересовал.
«По этому делу больше никто не проходит. К Бабченко мы тоже уже обратились, обещал освещать эту тему. Вот так: человек репостнул и жил спокойно девять месяцев, думать не думал, что такое произойдет», — сообщила «МБХ медиа» адвокат Третьякова Полина Сидельникова.
Сразу после известий о задержании и заключении под стражу Дмитрия Третьякова штаб Навального на своей странице во «ВКонтакте» начал сбор денег для оплаты услуг профессионального юриста и проведения дополнительных экспертиз.
По мнению адвоката Полины Сидельниковой, суд состоится еще нескоро, а предварительное следствие могут продлить на несколько месяцев.
За почти четыре года существования поправок в Уголовном кодексе, количество осужденных по статье 280 только увеличивается. Эта статья становится удобным инструментом борьбы с политическими активистами. Так, например, кубанская активистка Дарья Полюдова была осуждена на два года колонии-поселения по 2 части статьи 280 в декабре 2015 году за сообщение во «ВКонтакте» с обвинениями в адрес Путина. В декабре того же года суд приговорил видеоблогера Вадима Тюменцева к 5 годам колонии общего режима за публикацию двух роликов на Youtube.
Каждую неделю «МБХ медиа» пишет о том, как россиян преследуют за экстремизм в интернете.
Текст: Дарья Баева