Фото: Sascha Steinach / Zentralbild / AFP
Фейки — неотъемлемая часть информационного поля. Если вы не хотите невольно участвовать в распространении ошибочной или откровенно лживой информации, воспользуйтесь нашей инструкцией. Коротко рассказываем, как мы в «МБХ медиа» проверяем то, что публикуем.
Подозрительные фотографии
Если вы сомневаетесь в какой-то фотографии, самое первое, что нужно сделать, — проверить дату ее загрузки и авторство. Распространителям фейков или просто недобросовестным фоторедакторам в СМИ намного проще и быстрее взять старый снимок и выдать за свежий, чем что-то рисовать в фотошопе. Например, в феврале 2016 года сотрудники «РИА Новости» написали новость с заголовком «В Киеве происходят столкновения между нацгвардией и радикалами». Для иллюстрации выбрали изображение горящих сооружений на Майдане Незалежности. Как позже выяснилось, фотография была двухлетней давности. Потом сотрудники государственного российского агентства спешно изменили заголовок и поставили новую фотографию. Сейчас новость выглядит так. А то, какой она была раньше, можно посмотреть на сайте украинского проекта StopFakeNews.
Проверять такие фотографии проще всего в сервисах TinEye и Google Image Search. Они сравнивают загруженный вами снимок с миллиардом других в интернете. Историю фото, которое использовали сотрудники «РИА Новости», в качестве примера, можно посмотреть тут.
Пример проверки изображения на уникальность через сервис Google
Если нужно посмотреть дополнительную инфоромацию о снимке (когда, при каких условиях, какой камерой он был сделан), воспользуйтесь сервисом Jeffrey’s EXIF Viewer. Если вы ведете серьезное расследование и момент съемки нужно установить с точностью до часа или, зная время, вы хотите выяснить место съемки, то изучайте расположение теней с помощью SunCalc. Еще один полезный сервис — Fotoforensis.com. Он анализирует уровень компрессии на снимке и позволяет установить, редактировалось ли фото и каким образом.
Подозрительные видео
Здесь есть несколько задач и подходов. Если надо определить, не выдает ли кто-нибудь на YouTube старый ролик за новый, то ищите такие же по ключевым словам. Точную дату и время загрузки можно установить с помощью сервиса YouTube DataViewer, созданного Amnesty International. Еще в нем можно посмотреть изображения, выбранные автором в качестве превью, а потом проверить их в том же TinEye. Например, так можно удостовериться в том, что кадры, показанные во время послания Владимира Путина Федеральному собранию с демонстрацией «новейших военных разработок», вовсе не новые.
Со свежими видеозаписями все немного сложнее, но подход в целом такой же. Надо смотреть, из чего «собрали» ролик, и проверять его по кадрам.
Обязательно смотрите видео на тех ресурсах, где они изначально размещены. Там будут комментарии. Возможно, кто-то из пользователей уже узнал кадры и поделился этим с остальными.
Подозрительный текст
Если текст кажется вам сомнительным, прежде всего обратите внимание на издание (если оно вам незнакомо, тогда вбейте его в google.com и посмотрите его репутацию) и на дату публикации. Посмотрите источник информации — серьезные СМИ, дорожащие своим именем, никогда не станут публиковать материал без ссылки. Это может быть гиперссылка на сайт издания, в распоряжении которого появились сведения, или собственная информация (тогда будет написано «сообщает наш корреспондент»). Если издание ссылается на кого-то, кто сам на кого-то ссылается, то это или ошибка (должно насторожить), или информации первоисточника не доверяют и хотят снять с себя ответственность.
Чаще всего распространение фейков связано именно с отсутствием достоверного источника. Например, во время трагедии в Кемерово, пранкер Евгений Вольнов, выдавая себя за представителя МЧС, обзвонил городские морги и велел им готовиться к приему 300 тел погибших на пожаре. Одновременно с этим пользователи WhatsApp начали получать сообщения от якобы жителей Кемерово о сопоставимом числе жертв и желании властей скрыть количество погибших. Что из этого появилось раньше — неизвестно, но цифра быстро распространилась по соцсетям.
Пример фейковой рассылки с информацией о количестве погибших в Кемерове
Некоторые российские издания очень любят снимать с себя ответственность за публикуемое, добавляя в заголовок «СМИ:» (фактически это означает — «издания, которые не считаются у нас авторитетными, сообщают»). Например, так сделали сотрудники «РИА Новости», редактируя упомянутый материал в 2016 году. Они вынесли в заголовок «СМИ:», а по факту ссылались на один лишь канал NewsOne.
Иногда у редактора может получится случайный фейк. Обращайте внимание на цитаты, даже если они не кажутся вам подозрительными. Особенно это касается переводов с иностранных языков.
То же самое касается цифр. Кто-то мог что-то неправильно посчитать или сконвертировать. В цифрах и в единицах измерений, бывает, опечатываются. Все это человеческий фактор — без него никуда.
Подозрительные данные
Часто в новостях могут использовать сведения, полученные от сторонних сервисов открытых данных. Не ленитесь проверять их. Если речь идет о госзакупках, то хорошим тоном для издания будет дать ссылку на конкретную страницу закупки. Если в новости говорится о маршруте самолета — на сервис, где следили за маршрутом.
Вот несколько полезных сервисов для проверки:
Госзакупки. Официальный сайт госзакупок не слишком удобен для эффективного поиска, к нему нужно долго привыкать. К счастью, есть «ГосЗатраты», который использует те же данные, но с более удобным интерфейсом.
Самолеты. Тут все достаточно просто и удобно. Отследить пассажирский самолет или бизнес-джет можно на Flight Radar 24 и Flight Aware.
Корабли. Еще проще — Marine Traffic.
Подобные сайты для проверки открытых данных очень легко находятся поисковиками, вы без труда всегда найдете нужный для конкретной задачи.
Но помните, что все эти инструменты лишь помогают выявить различные несоответствия. Сопоставлять факты, и определять с их помощью фейк вам придется самим.